Подростковое воровство.

E-mail

Причины:

  1. Недостаточно развитые воля и нрав­ственные представления.
  2. Серьезная психологическая неудовлет­воренность ребенка (став обладателем вещи, он стремится утвердить­ся, обратить на себя  внимание, почувствовать свою значимость, а других возможностей для этого нет; ребенок одинок, не находит поддержки ни со сторо­ны родителей, ни со стороны педагогов).
  3. Неумение контролировать свои желания, возможность идти наперекор совести.
  4. Подражательность (дети копируют своих родителей, героев фильмов, сверстни­ков, которые неожиданно разбогатели).

Во всем плохом, что происходит с детьми, обычно виноваты родители. Это жестокая истина, которой придерживаются некоторые консультирующие психологи и психотерапевты. Недостаток любви и внимания, отсутствие заинтересованности в жизни ребенка, нежелание и неумение раскрывать его способности, чересчур опекающее либо, напротив, жесткое воспитание, не привитые вовремя нормы морали — все это может привести к случаям воровства. Причем наличие полной семьи, достатка в доме, внешнего благополучия также не гарантирует защиты от этой напасти. Родители, помните об этом, чтобы потом не лечить ребенка долго и мучительно от клептомании или, не дай Бог, не носить передачи в тюрьму.

Пагубная привычка может перейти в неискоренимый порок.

Если вы обнаружили факт воровства,  проанализируйте, почему ребёнок ворует:

  1. Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п., из-за которых ребенку не хватает внимания?
  2. Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно?
  3. Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве?
  4. Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения?
  5. Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности?
  6. Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе?
  7. Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить?

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

1. Если вы обнаружили факт воровства, не пытайтесь и не ставьте своей целью вызвать у ребенка чувство вины. Это очень негативная эмоция, разрушающая человека изнутри, вызывающая ряд соматических болезней, ломающая психологическую защиту ребенка. Лучше действовать по-другому: маленький человечек должен понять, что люди обычно осуждают воровство, что отношение к вору не может быть хорошим, любовь и уважение такими способами не купишь. Можно привести в пример конкретную сложившуюся ситуацию: стоит спросить у ребенка, действительно ли его статус в классе улучшился после того, как он угостил всех одноклассников шоколадом. Ведь наверняка нет, это был лишь кратковременный взлет. Если ребенок на украденные деньги купил что-то для себя, исполнив давнюю мечту, то стоит избавиться от этого приобретения, а вырученные деньги отдать пострадавшим. Обычно таких разъяснений и уроков бывает достаточно для того, чтобы навсегда создать барьер для воровства.

2.  Окажите  ребенку эмоциональную поддержку. Ведь обычно после выявления воровства ребенок чувствует себя незащищенным, особенно уязвимым. Не стоит разбрасываться жестокими словами, например, «Не люблю тебя больше», «Ты мне не нужен», «Поищи себе других родителей». Все же более человечными и эффективными будут следующие фразы: «Я по-прежнему люблю тебя. Но мне крайне неприятен этот твой поступок. Я верю, что это больше не повторится».

3. Не нужно разбирать проступок ребенка в присутствии других людей, особенно пострадавших. Лучше поговорить с ним наедине.

4. Постарайтесь узнать, как складываются у ребенка взаимоотношения с одноклассниками: много ли у него друзей-приятелей, как к нему относятся в классе (помочь в этом может учительница), приглашают ли его в гости и на праздники, приходят ли домой к нему (этой информацией родители владеют и самостоятельно). Ведь если ровных дружеских взаимоотношений нет, ребенок может воровать, чтобы купить расположение и признание сверстников. Помочь ребенку измениться, чтобы обрести друзей, может детский психолог. Не пренебрегайте консультацией специалиста.

5. Ненавязчиво, но умело стоит самому создавать для ребенка приемлемый круг общения, где не будет дурно влияющих на него детей. Друзья со схожими интересами, доброжелательные и активные, хобби, клуб по увлечениям — все это позволит ребенку жить интересно и насыщенно. И на глупости просто не останется времени. Прививайте ответственность за кого-либо или что-либо. В этом поможет домашнее животное.

6. Необходимо выяснить причину, которая привела ребенка к воровству. Как мы уже упоминали, это может быть следствием нарушения психологического климата в семье. В таком случае самим родителям нужно меняться, работать над своими взаимоотношениями, уделять больше внимания ребенку. Работа над собой, особенно в зрелом возрасте, — нелегкий труд. Но она того стоит, ведь на кону будущее ребенка.

7. Ну и самое главное:   если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться.

И помните.

Современные дети, часто растущие в атмосфере демократии, твердо знающие, что такое права ребенка, могут заявить родителям: «Я полноправный член семьи и имею такое же право на деньги, как и вы». Такое заявление может ошарашить, шокировать. Это бесспорно. Говорить в ответ: мол, мы зарабатываем деньги, мы и расставляем приоритеты, как их тратить, — неправильно. Это может ранить, задеть, принизить ребенка, хотя и является в сущности правдой. Но в каждой семье есть только один человек, ответственный за деньги, — тот, кто контролирует притоки и оттоки денежных средств. Это и нужно объяснить малышу. Также следует проявить уважение к потребностям ребенка, выслушать, на что ему нужны деньги, постараться его желания удовлетворить (в разумных пределах, конечно). Таким образом можно предотвратить воровство, вызванное желанием иметь, обладать

 

Использованы материалы сайтов:

http://pressa.irk.ru/sm/2010/37/029001.html

http://www.бесстрашное-детство.рф/library-sel-111.html

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы