Как уродуется характер

E-mail

Врачи всегда пытались понять, что же делает души их пациентов изломанными, что же превращает их в людей нелюбимых, вредных, злых, нахальных. И почти всегда приходили к выводу: что-то было упущено в детстве, на что-то важное не обратили внимания, а потом все, что было неправильно заложено в детстве, пышным букетом расцвело в более старшем возрасте.

Родители говорят о сыне: "У него трудный характер: он слишком эгоистичен, возбудим, драчлив, нетерпим к замечаниям". Или: "Чрезмерно робок, нерешителен, слабоволен, труслив". И далеко не всегда задумываются над тем, что порой они сами оказываются прямыми или косвенными виновниками изменений характера ребенка, ведь детская психика отличается обостренной ранимостью, беззащитностью, неспособностью противостоять влияниям окружающего мира.

Бывает и иначе. Родители вроде бы и отдают себе отчет в том, что у их ребенка ухудшается характер из-за неблагополучия в семье. Однако не придают этому особого значения, считая, что с возрастом все пройдет, исправится само собой.

Детские же врачи могут привести бесчисленное множество примеров, когда подобные изменения характера оказываются стойкими, длительными, нарушающими приспособление ребенка к окружающей среде, когда результатом неблагополучия в семье, а следовательно - дурного воспитания, становится стойкое извращение характера, рассмотрение которого и исправление уже выходят за пределы педагогики и являются компетенцией врачей и психологов.

Один из самых выдающихся кинорежиссеров современности Ингмар Бергман почти в каждом своем фильме так или иначе касается проблем собственного (и чужого) детства. В одном из интервью он говорил: "Я всегда держу открытыми двери в мое детство. Я думаю, что подобное происходит со многими людьми творческого труда. Иногда по ночам, когда я дремлю, могу войти в мое детство, а там все так же, как и было, - цвета, запахи, звуки и люди. Я даже помню спокойную улицу, где жила моя бабушка, помню внезапную, непонятную ребенку агрессивность взрослых, ужас перед неизбежностью и страх, который я пережил, наблюдая за напряженными отношениями между отцом и матерью. Мое детство смоделировало мое воображение".

Дети, живущие в деспотических семьях, где царствуют лицемерие, пресмыкательство перед сильными, холуйство и ложь, почти всегда обречены на то, чтобы быть в психологическом отношении рабами, т. е. тоже холуйствовать, пресмыкаться, а когда появится возможность получить власть, пусть самую незначительную, превратиться в еще более злобных и жестоких, чем их учителя жизни, деспотов. От рабства до тирании один шаг, рабство и тирания в психологическом отношении - две стороны одной медали. Рабы редко порождают последовательных революционеров типа Спартака. Чаще всего из их среды выходят мятежники с психологией рабов, потом их предают свои же рабы.

Как же надо воспитывать детей, чтобы они стали свободными и гордыми людьми, а не рабами в душе? И есть ли ответ на этот вопрос? Да и возможен ли один-единственный ответ?

Дети наблюдают за родителями. За поведением родителей дети следят внимательно и даже порой настороженно. Матери и отцы должны быть всегда начеку, не должны ударить лицом в грязь, не должны осрамиться перед собственным ребенком и уж тем более не должны стать - невольно - причиной его слез или болезней.

Когда на сердце тяжесть.

Невроз - психогенное расстройство, т. е. оно вызвано ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т. д. Пока Робинзон Крузо находился один на необитаемом острове, он мог заболеть неврозом от чувства одиночества - других причин стать невротиком у него не было. Когда же появился Пятница, Робинзон и его новый друг тоже могли превратиться в невротиков, так как они могли портить друг другу нервы, конфликтовать, обижать друг друга.

Невроз, невротики, пути избавления от неврозов - одна из популярных тем в наше время, одинаково затрагивающая все возрасты и все слои населения. Особенно много говорят и пишут о неврозах у детей.

К факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся некоторые особенности личности, ослабленность вследствие болезней, истощений, отравлений и пр.

Невроз должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний:

1) он вызывается психической травмой;

2) содержание травмы отражается на клинической картине болезни –

3) невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактузлизации психотравмирующих моментов. При неврозе всегда имеется сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания.

По форме проявления невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстрообратимое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленнообратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы, вызвавшие невроз, уже не "звучат" в картине болезни, а начались выраженные характерологические изменения.

Наиболее часто выделяются:

1)астенический невроз (неврастения), вызванный переутомлением, нарушением режима и суточного ритма;

2)невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах;

3)истерический невроз и некоторые другие. У детей и подростков чаще, чем у взрослых, встречаются, системные неврозы, при которых, помимо симптомов, свойственных тому или иному виду невроза, грубо поражаются функции отдельных систем. Следствием этого являются заикание, недержание мочи, тики и т. п.

Какова бы ни была клиническая картина невроза, она всегда сопровождается описанной нами невротической триадой:

1) невротическое нарушения сна;

2) невротическое нарушение аппетита  или переедание;

3) невротическое понижение настроения.

Невроз - всегда следствие несовершенства межлюдских отношений, результат человеческих драм и трагедий.

Какой бы ни была причина невроза, у таких пациентов всегда имеется множество специфических переживаний, которые свойственны только невротику. Все больные неврозом испытывают чувство неполноценности из-за своих реальных, а чаще выдуманных дефектов. У всех больных неврозами имеется обостренное переживание своих реальных нарушений. Все пациенты с неврозами предполагают и постоянно ощущают, что их мало любят, что к ним равнодушны. В этом звучит обостренная эмоциональная чувствительность невротиков.

Берегите, люди, друг друга!

У всех людей бывают неприятные переживания и проблемы (мы ведь живем не в раю и не в безвоздушном пространстве), а неврозы возникают не у всех и протекают по-разному: у одних проходят быстро и бесследно, а у других тянутся годами. Понятно, что дело не только в психических травмах, а в том, к а к их воспринимают люди. Ведь некоторые субъекты как бы предрасположены к тому, чтобы быстрее и глубже воспринимать удары судьбы: миллионы людей переносят всевозможные обиды, неудобства, тяготы, и большинство из них довольно легко приходят в себя и забывают то, что с ними происходило. Одни выносливы и сильны, другие - слабы, обстоятельства могут их сломать. Часть наиболее податливых к восприятию внешних воздействий людей - это физически больные, соматически ослабленные пациенты. Часть из них пребывает в том возрасте, когда возрастают ранимость и беззащитность (это чаще всего дети, подростки и старики), а некоторые - это субъекты с конституционной психической слабостью. Это сборная группа людей, у каждого свои особенности характера, и не всякая психическая травма может вызвать неврозы: как каждому замку соответствует свой ключ, так и каждой конституции соответствует определенная психическая травма. Если содержание травмы и особенности личности не совпадают, то никакого невроза не будет. Известны люди с такими особенностями характера, при которых человек равнодушен к событиям, для большинства людей являющихся психической травмой, но обостренно реагируют на то, на что обычные люди почти не обращают внимания. Такой субъект может, допустим, равнодушно отнестись к смерти своих близких, одновременно с этим горячо переживая утрату любимой марки или политические события в отдаленных от него краях.

Лечение неврозов не может быть некомплексным.

Исключение психотравмирующих ситуаций, уменьшение психологического напряжения значительно помогают таким больным. Общеукрепляющее и успокаивающее лечение в сочетании с правильно проводимой психотерапией приводит к безусловному успеху.

О неврозах много пишут и еще больше говорят. Некоторые рассматривают их повсеместное распространение как своеобразную расплату за урбанизацию, машинизацию и прочие атрибуты научно-технической революции. Поэтому они весьма пессимистически оценивают будущее человечества и особенно интеллигенции, более всего подверженной проявлению неврозов. Однако серьезных оснований для тотального пессимизма нет: пластичность нервной системы людей поразительна, человек быстро привыкает к самым разнообразным и в прошлом, казалось бы, немыслимым перегрузкам, и у большинства не возникает никаких неврозов. Исключить неврозы можно, если в каждом коллективе, в каждой семье, в каждом случайном микросоциальном объединении (например, в очереди в магазине) люди будут щадить друг друга, не станут портить себе и другим нервы, не будут ссориться по пустякам, если научатся разумно строить отношения друг с другом и следовать принципам психогигиены.

Важную роль в профилактике неврозов играет исключение наркомании, токсикомании, алкоголизма. Алкоголизм отцов является важнейшим невротизирующим фактором, приводящим к психиатру детей, жен и соседей пьяниц.

Уменьшить возможность неврозов можно также, если люди будут преодолевать свою мнительность, не будут чрезмерно фиксироваться на своих болезненных ощущениях, не будут искать у себя симптомы болезней. Кто упорно ищет, то всегда рано или поздно найдет и может уподобиться тому мнительному персонажу английского писателя Дж. Джерома, который, начитавшись статей в медицинской энциклопедии, обнаружил у себя почти все заболевания, кроме родильной горячки или чего-то в этом роде.

Люди, берегите друг друга! Жизнь наша так коротка, что не нужно омрачать ее неврозами, делающими человека очень несчастным и еще больше увеличивающими печаль, которой и без того хватает в мире.

Ребенок из неблагополучной семьи
Записки детского психиатра
Книга для учителей и родителей
М. И. Буянов
Москва "Просвещение" 1988

 

 

 

 

 

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы