Чего боятся подростки?

E-mail

Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений с другими людьми, интересов, увлечений и социальной направленности ребенка. Существенное развитие претерпевает его самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать тем ценностям и нормам, которые в этой группе приняты.

Стремление к совершенствованию своего "я" неотделимо от беспокойства, тревоги. Оно продиктовано страхом быть не собой, а кем-то другим, обезличенным, потерять самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Подростковые страхи делятся на социальные и природные.


Природные страхи основываются на инстинкте самосохранения.

К ним относятся: страх потери родных, страх катастрофы, преступников, животных, боязнь крови, потусторонних сил, огня, воды, высоты.

Страхи социальные основаны на взаимодействии с другими людьми.

Это такие страхи: страх опоздания, позора, осуждения, страх быть высмеянным или отверженным.

Один из важнейших социальных страхов - страх одиночества.
Наличие таких страхов может привести к пониженной самооценке подростка.
Тревожные дети стараются не выступать публично, не умеют отстаивать свое мнение, постоянно сомневаются в себе.    Навязчивые страхи мешают подростку развиваться. Он не может понять, почему боится того или иного явления, но не перестает подвергаться страху. Вялые попытки преодолеть свой страх часто приводят к его укреплению. Например, школьник, который панически боится публичности, решается выступить перед большой аудиторией, но в процессе растеривается и терпит неудачу. Такой поворот событий укрепляет страх во сто крат и делает его непреодолимой проблемой. Навязчивый страх формируется из обычного беспокойства вследствие борьбы с ним. Когда человек чувствует дискомфорт из-за того, что подвергается страху, начинает его преодолевать, но потерпев неудачу, обостряет свое внимание на страхе и, таки образом, стимулирует его укрепление и развитие.

Навязчивые страхи, которые возникли на основе каких-либо неприятных случаев, называются фобиями. Поэтому нужно различать эти два понятия. Склонность к фобиям говорит о негибкости мышления,  впечатлительности, возникающих на основе перенапряжения, усталости, угнетенности, повышенной ответственности и принципиальности. Несформировавшаяся и неокрепшая психика подростка тяжело реагирует на давление и ущемление. Так пострадав от духоты и дискомфорта в людном трамвае, ощутив в пути головокружение и тошноту, подросток начинает избегать общественного транспорта. В следующий раз он побоится зайти в людную комнату, сесть в лифт из соседями... Так развивается клаустрофобия (страх замкнутых пространств).

У мнительных, подверженных беспокойству подростков могут проявляться навязчивые опасения, будто их никто не любит, не понимает, что они никому не нужны, что у них нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади и жить не имеет смысла. Подобный нигилизм существования отражает невозможность достижения идеала, вызывает стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Жизнь таких людей построена согласно их иллюзорному миру, в котором они заложники собственных страхов.

Страх сказать что-либо не так или сделать плохо, страх, что над тобой будут смеяться - все это проявления застенчивости, которой страдают, прежде всего, эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки

В подростковом возрасте структура личности отличается нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью, восприимчивостью к внешним стимулам. Более того, эмоциональные и психические нагрузки могут спровоцировать стресс. Конечно, профессионально решить проблему тревожного подростка может только психолог. Это и индивидуальная работа, и тренинги, и коммуникативные игры (в зависимости от глубинных проблем личности). Тем не менее, роль родителей чрезвычайно важна.

Поэтому в заключение приведем несколько советов для родителей, соблюдение которых поможет избежать развития страхов у детей:
- лишний раз не демонстрировать свою склонность к беспокойству и сомнениям;
- не навязывать детям такие правила и обязательства, выполнить которые они не в состоянии;

- не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;

- стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;
- не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизировать уже имеющиеся затруднения в общении или имеющийся физический недостаток;

- не быть чрезмерно принципиальными, максималистски и бескомпромиссно настроенными, равно как и нетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;

- быть способными к переменам, не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми;

- быть готовыми принимать своего ребенка со всеми его недостатками, ошибками и промахами;

- можно проигрывать тревожную ситуацию, при этом полезно меняться ролями, да и юмор не мешает, уже не говоря о жизнерадостной атмосфере игры, эмоциональной разрядке накопившегося нервного напряжения и взаимного недовольства.

Любите своих детей и помогайте им!

 

Подростковые страхи   http://yandex.ru/yandsearch?text=gjlhjcnrjdst+cnhf[b&clid=46512
http://garuk.ru/podrostki/chego-boyatsya-podrostki.html
http://www.psyconcyl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=144:2011-06-08-23-20-46&catid=1:2010-07-15-07-14-56&Itemid=13

 

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы