Учителю о наркотиках

E-mail

На протяжении веков проблема употребления наркотических средств не вызывала такой озабоченности, как в настоящее время. Это объясняется разными причинами. Во-первых, наркотики использовались в разных культурах для осуществления религиозных обрядов и определенных ритуалов. Во-вторых, употреблением наркотических средств увлекалось небольшое количество взрослых людей, у которых была осознанная цель их употребления. В-третьих, потребители наркотических веществ не были опасны для общества.

 

В современном мире проблема употребления наркотических средств принимает угрожающие масштабы. По мнению исследователей, если в самое ближайшее время не будут осуществлены меры на государственном уровне, сбудется прогноз независимых экспертов ВОЗ, согласно которому при нынешнем темпе наркотизации в 2060 году 80 % подростков и молодежи станет потребителями наркотиков. Современный подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками.

Антинаркотическая профилактика — это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.

Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию.

 

Как нельзя заниматься профилактикой:

1. Проводить конкурсы рисунков, плакатов в образовательных учреждениях с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.

2. Предоставлять учащимся информацию:

- о действии психоактивных веществ;

- способах приготовления или приобретения ПАВ.

3. Демонстрировать атрибутику наркомана.

4. Упоминать названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или при включении в предметное содержание тем уроков).

5. Обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики.

6. Использовать наркоманский сленг.

7. Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.

 

Учитель должен знать основные правила профилактики злоупотребления ПАВ:

1. Главная задача в рамках профилактики злоупотребления психоактивных веществ – пропаганда здорового образа жизни.

2. Личный пример здорового образа жизни имеет главное воспитательное значение, формирует личностные установки в отношении к здоровью.

3. Называние отдельных видов психоактивных веществ – героин, марихуана, экстази, дурман и их прекурсоров – недопустимо, так как способствует популяризации данных наркотических средств. Допустимо говорить об «алкоголе», «наркотиках», «токсикантах».

4. В профилактических мероприятиях необходимо отказаться от визуализации атрибутов наркотизации – шприцов, внутривенных инъекций, демонстрации наркотиков и т.п.

5. Информация о личностных позитивных ощущениях после приема психоактивных веществ формирует интерес, она недопустима при профилактике злоупотребления ПАВ.

6. В процессе проведения профилактики необходимо избегать как сленговых выражений потребителей наркотиков, так и специальных медицинских и других терминов.

7. Для эффективности первичной профилактики важно, чтобы в мероприятиях соблюдались проблемный, возрастной и социокультурный подходы.

8. Наибольший эффект в первичной профилактике достигается при соблюдении принципа информационного опережения, т.е. до возможной встречи ребенка с этими веществами в жизни и до положительных откликов его друзей и знакомых.

9. Практика показала, что наиболее эффективной является работа, построенная по принципу «Равный – равному». В этом суть волонтерской работы. Привлекайте для профилактики волонтеров!

Педагогу можно рекомендовать:

1. Избегать навязывания учащимся готовых оценок и норм, связанных с аспектами проблемы. Основное внимание следует уделить созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций в отношении проблемы. Задача педагога в этом случае не оценивать высказывания учащихся как правильные и неправильные, а неявно руководить дискуссией, обращая внимание подростков на значимые обстоятельства и факты. Самым ценным представляются рассказы «жизненных случаев», вернее последствия того или иного случая.

2. Использовать формы и методы, обеспечивающие самим подросткам роль ведущих, организаторов работы. Антинаркогенная информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, представленные педагогом. К тому же роль ведущих, организаторов работы позволяет удовлетворить одну из основных потребностей этого возраста – чувствовать себя взрослым и проявить себя в социально значимой деятельности.

3. Основной акцент при объяснении подросткам негативных последствий знакомства с наркогенными веществами следует делать на обсуждение того, как отразится возможное приобщение к наркотизации на наиболее значимых для них факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т.д., какие ограничения при выборе профессии это может наложить.

Профилактика потребления наркотиков среди подростков - достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Ее необходимо строить не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства. При ее организационном построении важно помнить о законодательной и правовой регламентации антинаркотической деятельности. Здесь следует использовать положения административного, уголовного и иного законодательства Российской Федерации, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.

Нам бы хотелось обратить внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.

Для более успешной работы с несовершеннолетним потребителем наркотиков, как правило, целесообразно связаться с его родителями, указав им на желательность консультации с наркологом (можно в таких случаях воспользоваться и анонимной помощью на дому или в стационаре). Следует учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о немедицинском употреблении наркотиков подростком могут стать поводом к конфликту между учебным заведением и семьей этого подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, такие утверждения могут оказаться и серьезным психотравмирующим фактором, привести к нервному срыву у учащегося.

Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств.

Таким образом, антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призвана помочь данная работа.

 

 

 

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы