Профилактика преступности в среде несовершеннолетних

E-mail

Г.А.Аванесов,  Н.Д. Эриашвили,  «Криминологическая  характеристика и предупреждение преступности  несовершеннолетних»
Журнал «Защити меня» №2  2012

Обеспечение нормальных условий  развития и воспитания детей – важнейшее направление защиты несовершеннолетних от поражения их преступностью. Помимо гуманитарной и философской граней этой проблемы (борьба с детьми по существу есть борьба с самим собой), существует весьма значимый криминальный аспект.  Дело в том, что практически во всех странах мира ужесточение мер борьбы с преступностью несовершеннолетних  приводило  лишь к отрицательным результатам: рост  жестокости мер воздействия  сопровождался  ростом числа преступности и ростом  их общественной опасности.

По мнению специалистов, необходимы следующие меры предупреждения  преступности несовершеннолетних.

Коррекция государственной политики в сторону развития в ней социальной составляющей (в частности, политики в области укрепления семьи, материнства и детства, молодёжной политики и т.д.).  В последние годы принято немало нормативных актов в этой области: «Основные  направления государственной социальной политики  по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000года», президентская программа «Дети России», федеральные программы «Социальное обслуживание семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений детей». К сожалению, функционирующие в нашем обществе механизмы  распределения  материальных ресурсов не позволяют реализовать эти программы  в полном объёме, поскольку  финансирование их либо  не осуществляется вообще, либо осуществляется по остаточному принципу, что означает выделение ничтожно малых сумм.

Развитие системы государственных органов, выполняющих  функции профилактики преступности несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, специальные профилактические подразделения органов внутренних дел, участковые инспекторы, отделы по делам семьи и детей в органах местного управления, комитеты по делам молодёжи и т.д. Главным направлением  совершенствования деятельности этих органов является подбор  и подготовка кадров, совершенствование методик работы, материальное обеспечение.

Государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Улучшение координации усилий государственных и общественных организаций в воздействии на преступность несовершеннолетних.

Развитие сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом.

Организация правового и военно-патриотического воспитания подростков.

Улучшение подготовки учительских кадров в педвузах, ориентирование их на выполнение воспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания.

Увеличение удельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности. Распространение  положительного опыта  по созданию в школах  специальных структур, специализирующихся на профилактике правонарушений (завуч по правовому воспитанию), которые положительно зарекомендовали себя на практике.

Формирование так называемой ювенальной юстиции , специализирующейся на расследовании  и судебном разбирательстве уголовных дел  в отношении несовершеннолетних.

Развитие системы наказаний несовершеннолетних преступников и правонарушителей- увеличения удельного веса наказаний не связанных с  лишением свободы, но достаточно эффективных  в плане удержания подростка от рецидива.

Профилактика физических и психических заболеваний  детей, обеспечение гигиены беременности и предупреждение родовых травм. Государственное обеспечение новорождённых детским питанием. Профилактика пьянства и наркомании как среди детей, так и среди взрослых.

Ужесточение карательной практики  в отношении лиц, применяющих насилие в отношении несовершеннолетних, вовлекающих их  совершение преступления (ст.150УК РФ),  в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст.151 УК РФ), а также за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст.156 УК РФ).

Повышение уровня и прикладного значения научных исследований в области педагогики. Развитие методик прогноза индивидуального преступного поведения и некарательного воздействия на личность подростка  в целях  коррекции криминальных качеств. Развитие сети специальных школ  для так называемых трудных подростков (гиперактивных детей, детей с аномалиями психики, нравственно запущенных).  Штат сотрудников таких школ должен быть адекватен трудности задач (наиболее  способные педагоги, психологи, криминологи). Повышенное материальное обеспечение  может обеспечить приток  в эти учреждения лучших специалистов.

Семья  может заблокировать криминологическое влияние многих  негативных факторов  социальной жизни. Родители способны пресечь формирование отрицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать стихийно сформировавшиеся  криминогенные качества личности. В этом смысле семейная педагогика обладает  самыми  большими потенциальными возможностями. К сожалению, регулируются эти возможности далеко не полно.

В педагогической практике  используют следующие приёмы и методы воздействия на детей:

  • общение с детьми, передача  им полезной информации (рассказ о том, как надо себя вести, объяснение, почему тот или иной поступок может обернуться  бедой); иногда информация передаётся в форме прямых инструкций, иногда иносказательно: сказки, притчи, примеры; в воспитании человека  следует избегать прямолинейности, не злоупотреблять приказами замечаниями и упрёками, а также очень важно подбирать время, поскольку одно и то же замечание, один и тот же совет могут быть восприняты по – разному в зависимости от состояния ребёнка;
  • организация деятельности ребёнка (разъяснение характера, смысла и цели деятельности, создание соответствующих условий, помощь в преодолении трудностей, использование положительных и отрицательных  стимулов, контроль и пресечение нежелательных поступков);
  • воспитание примером.

Родители обладают колоссальными возможностями  удержания своих детей от преступной стези. Главным направлением здесь является собственное нравственное совершенствование. Огромное  воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их сокровенные мысли. Дети - зеркало родителей. То, что родителям удалось скрыть, утаить от окружающих, демонстрируют их дети.  Нравственная чистота и духовная  цельность обладают притягательной силой и выступают  главным гарантом взаимопонимания детей и родителей.

Важнейший компонент семейной педагогики - любовь.  Она является ориентиром решения сложных педагогических проблем.  Родительская любовь - непреходящая ценность. Нередко её подменяют дорогими подарками, которые  являются имитацией истинной любви.  Любовь не отрицает строгости и требовательности. Без этого нельзя подготовить человека к жизни.  Любовь  компенсирует педагогические шероховатости и ошибки.  Строгое  наказание отцом, который любит сына, воспринимается  совершенно иначе, чем аналогичные действия со стороны постороннего лица. Если ребёнок  утрачивает веру в родительскую любовь, это нередко оказывается первым шагом  по пути криминализации.

Одним из главных  инструментом семейной педагогики является постоянное изучение личности ребёнка. Вовремя заметить отрицательные взгляды, привычки, поступки - условие  успеха их коррекции. Анализ личности и коррекция  отрицательных качеств должны проводиться родителями постоянно. В отдельных случаях привитие положительных качеств  требует много времени, подчас несколько лет. Это не должно пугать воспитателей. Формирование тех или иных положительных качеств и коррекция отрицательных нередко становятся сложней педагогической задачей, решение  которой требует семейного творчества, а иногда объединения усилий родителей, школьных учителей, спортивных тренеров, врачей, представителей правоохранительных органов.

Если вовремя  заметить отклонение в нравственном развитии ребёнка  и сконцентрировать на его коррекции все усилия, то вероятность успеха очень велика. В воспитании необходимо опираться на положительные качества детей (будь то желание стать сильным и заниматься спортом, любовь к животным  или увлечение игрой на гитаре).  Развитие положительного (так, чтобы оно захватило практически  все интересы ребёнка, стало стимулом к переоценке им своих поступков)  очень часто оказывается тем звеном, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь - изменить направление развития личности, вывести её из под дурного влияния. Самая большая ошибка семейных педагогов, - столкнувшись  с трудностями неуправляемостью ребёнка, грубостью, утратой контакта, -  опустить руки в надежде, что всё образуется само собой.

Разумеется, государство должно проявлять заботу о семье, оказывать всемерную поддержку её укреплению. Только в этих условиях  возможна реализация огромного антикриминагенного  потенциала  семейного воспитания. Формы такой поддержки должны быть различными.

Воспрепятствование развалу семьи:

  • Материальная поддержка молодых семей, обеспечение жильём, стимулирование жилищного строительства;
  • Воспитание молодёжи в  духе лучших национальных традиций, возвращение нравственности, формирование соответствующих моральных норм.
  • Педагогическая помощь родителям.
  • Контроль семейной сферы.  Коррекция дефектов семейного воспитания, принятие  общественных и государственных мер воздействия на родителей  вплоть до лишения родительских прав.
  • Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания  (школа, спортивные секции, уличные воспитатели, семейные детские дома  и т.п.)

В ряде  стран (в Японии, Швейцарии, Непале)  семья играет главную роль в системе воздействий на преступность. Интересно, что именно в этих странах уровень преступности наиболее низкий.  Это свидетельствует  о значительных потенциальных возможностях семьи  как инструмента  осуществления антикриминальной политике государства. К сожалению, в России эти возможности используются далеко не полно. Способствовать реализации и важнейшая задача  государственной политики  и практики воздействия на преступность.

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы