Молодёжная преступность и её связь с особенностями подросткового периода развития

E-mail

Д.М. Бельский, Журнал «Защити меня»№2 2012

В современном обществе большая доля всех преступлений приходится на подростков. Зачастую тяжело понять мотив ребёнка, совершающего преступление: что он хотел и чего добивался, неизвестна цель подобной деятельности. У подростка ещё нет достаточного для рефлексии уровня самосознания, оно ещё достраивается до этого уровня.

Важно помнить, что подросток-ребёнок, это ещё не взрослый человек, способный полностью отвечать за свои поступки, он формируется и находится в одном из самых эмоционально тяжёлых периодов своего развития. В психологии, согласно концепции Д.Б.Эльконина, выделяют две ступени подросткового периода: младший подростковый период(12-15лет) и старший подростковый период (15-18).

Нас интересует младший подростковый период, так как именно на данном этапе риск совершения преступления наиболее высок.

На каждом возрастном этапе есть своя социальная ситуация развития - круг значимых отношений в данном возрасте. В младшем подростковом возрасте это, прежде всего, отношения ребёнка самого с собой и своими сверстниками, только через призму этих отношений ребёнок оценивает окружающий мир и родственников. Формируя самосознание, ребёнок познаёт себя, сравнивает с окружающими, измеряет свои возможности. Именно в этом заключается общение ребёнка с самим собой, что представляется крайне важным процессом.

У подростка появляется первичная взрослость, но это не делает его взрослым, он всё равно ребёнок. Для него в мире взрослых не существует работы, обязанностей, трудностей и преград. Скорее, это некоторая утопическая реальность, полная развлечений, свободы и отдыха. Подросток видит только плюсы в положении взрослого и никаких минусов. Именно с этим заблуждением связан центральный стержень всех переживаний подростка - несогласованность прав и обязанностей. Родители говорят своему чаду: «Ты уже взрослый…». И не важно, что следует после слов «ты уже взрослый», подросток делает акцент на них, всё начатое после этих слов будет для него «взрослым» поступком. Раз он совершает «взрослые» поступки, то и правда у него должны быть «взрослые», а значит, он может делать, что захочет.

Проблема несогласованности прав и обязанностей существует, пожалуй, почти на протяжении всего детства, но только в младшем подростковом возрасте она становится столь острой. Предположим, что подросток выполнил просьбу родителей, теперь он чувствует себя уверенней, он же «взрослый». Вечером того же дня он говорит маме: «Я пойду гулять с ребятами на всю ночь». Конечно, бывают исключения, но в большинстве случаев он услышит отказ. Подросток попадает в замешательство, он же взрослый, ему можно. Вот тут и возникает диссонанс между правами и обязанностями: второе он соблюдает, но первое не соблюдают родители. Ребёнок начинает злиться, кричать на родителей - эмоционально остро реагирует на сложившуюся несправедливость. А родители не понимают, что же такое произошло, чаще всего, ещё больше усугубляют ситуацию. Подросток никуда не идёт, но он впадает в истерику, испытывает сильный стресс и негодование по отношению к политике взрослых. Это негативно отражается на его психическом состоянии в целом. Нельзя сказать, что это толкает его на преступление, но может стать некоторым «катализатором». В этом возрасте для ребёнка мир взрослых – нечто среднее между враждебным лагерем и пунктом, которого хочется поскорее достичь. Всё зависит от эмоционального состояния подростка в те или иные моменты и отношения к конкретным взрослым (могут быть взрослые, которых подросток уважает, благодаря им он стремится стать взрослее, а есть взрослые, которые вызывают у него негативные эмоции).

Корень подростковой преступности лежит в специфике процесса самопознания подростка. Это процесс сопровождается рядом трудностей. Так что же представляет собой процесс самопознания? Самопознание подростка (Я-концепция) включает в себя такие компоненты, как:

  • образ «Я» (для родителей, сверстников, учителей и т. д.);
  • дифференцированная самооценка;
  • самоотношение (самопринятие);
  • взрослость (интеллектуальная, деятельностная).

Формирование самоосознания вызывает самопознание, которое заключается в изучении границ собственных возможностей. Это объективно складывающийся процесс, ребёнок не имеет стратегии или плана для проверки своих сил, он просто проверяет их всякий раз, когда есть такая возможность. Подросток - это экспериментатор. Сегодня он может познавать себя, сидя с друзьями во дворе и выпивая пиво, а завтра, - решая задачи на олимпиаде по математике. Тут нет чётких тенденций направленности, подросток просто видит что-то, и спрашивает себя: «Я смогу?». Однако он не будет осознавать истинного мотива своих действий, будет видеть цель, достигнет её, а выводы сделает уже в старшем подростковом возрасте. Или в юности. Пока его потребностно - мотивационная сфера ещё не достаточно развита, он не знает точно, что хочет сам. В результате всех этих экспериментов подросток совершает большое количество ошибок, о которых потом может сожалеть, некоторые из них представляют опасность, как для него, так и для окружающих. К подобным ошибкам можно отнести и преступления.

В группу риска попадают подростки, для которых характерны крайние значения критериев по:

  • финансовой обеспеченности - дети из бедных семей и из богатых;
  • уделяемому им внимания - «беспризорники» и гиперопекаемые;
  • успешности в школе – дети очень неуспешные и очень успешные;
  • интеллекту – дети с очень низким интеллектом и дети очень высоким интеллектом;
  • физическому развитию – отстающие в развитии и опережающие развитие.

В целом, тенденции ясны, и проводить большее количество критериев не имеет смысла. Дети, попадающие хоть по один из этих критериев, уже входят в группу риска. Причём, чем большему числу критериев они соответствуют, тем больше вероятность преступления.

Но почему ребёнок из успешной, обеспеченной семьи, успевающий в школе, имеющий высокий интеллект и опережающий одноклассников в своём физическом развитии пойдёт на преступление? Зачастую такие дети идут на преступление из-за чувства полной безопасности и безнаказанности. Он проверяют, всё ли им дозволено, всё ли простят. Так возникают ситуации, когда подростки, имея при себе достаточно крупную сумму денег, воруют что-то в магазине, нападают на сверстников или младших с целью вымогательства, совершают насильственные действия (в том числе и сексуального характера) в отношении своих сверстников или неизвестных прохожих. Часто злоумышленников просто не находят, они остаются безнаказанными, ещё раз убеждаясь в собственных безграничных возможностях. Однако, это не самое страшное, хуже, когда подростков задерживают работники правоохранительных органов, а родители способствуют их освобождению. В результате подросток не делает выводов о том, что его действия причиняют вред не только окружающим, но и ему самому, он остаётся в иллюзорном мире собственного превосходства, безнаказанности и вседозволенности. Но этот мир рушится, когда заканчивается опека родителей.

Возьмём противоположную ситуацию - ребёнок из бедной семьи, плохо учится в школе, отстаёт в физическом развитии. Почему он идёт на преступление? Обычно такие дети – «беспризорники». У них есть родители, дом, но они предоставлены сами себе, никто их не контролирует, никто не вмешивается в их жизнь. Ребёнок пытается понять, до какого момента будет продолжаться невмешательство. И идёт на преступление. Если его не арестуют, то он останется уверен в том, что никому не интересно, чем он занимается, если же арестуют, то он будет отвечать перед законом полностью, его не спасут, это может также укрепить в нём уверенность в невмешательстве близких.

Как видно из двух примеров, разница между причиной преступления первого подростка и второго совсем не большая, они оба проверяют отношение окружающих к себе, только в первом случае это отношение проявляется в безопасности, а во втором - в невмешательстве. Оба подростка изучают «границы себя», придя в результате к нарушению закона. Пожалуй, все подростки когда- либо нарушают установленные в обществе правила и нормы, но в разной степени (от перехода дороги в неположенном месте до убийства). Это важный момент в формировании подростка, своеобразный вывод всему обществу.

Если говорить о борьбе с подростковой преступностью, то современная система исправительных учреждений является не лучшим средством. Это проблема, которую следует решать в семье. Главное - уделять большое внимание ребёнку и его интересам. Подросток очень многое понимает, важно объяснять каждый момент, каждый запрет, но не через угрозы, а через, реальные последствия, к которым могут привести его действия, объяснить, как он может навредить себе и близким, понимать его разумность, учитывать это и использовать во благо. Ему не нужна абсолютная свобода, он всё ещё эмоционально (и финансово) зависит от родителей. Семья – это дом ребёнка, только в хорошо устроенном (в первую очередь эмоционально и морально) доме может вырасти полноценная здоровая личность. Лишь понимающий это родитель воспитает подростка не способного пойти на преступление.

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы