Методические рекомендации по созданию и организации деятельности служб примирения в Республике Мордовия

E-mail

Утверждено постановлением
КДНиЗП № 4 от 29 мая 2013г.
В помощь сотрудникам органов системы профилактики по
внедрению в их деятельность восстановительных программ
и организации служб примирения



Некоторые методические рекомендации по созданию и организации деятельности служб примирения в Республике Мордовия

1 июня 2012 года вышел официальный документ – Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В п.4 раздела VI («Создание системы защиты и обеспечение прав и интересов детей и дружественного ребенку правосудия») Национальной стратегии предусматривается:
- проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;
- проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;
- создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
- развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия,
- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
В этих целях планируется: включение в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних судов, подразделений Следственного комитета Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных по правам ребенка и неправительственных организаций;
- внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;
- поддержка создания и развития сети служб примирения для проведения примирительных процедур в отношении семей, имеющих детей и находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, совершивших правонарушения, общественно опасные и уголовно наказуемые деяния;
- поддержка создания и развития сети школьных и в учебных заведениях служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение взаимоотношений и развитие деятельности по воспитанию в образовательном учреждении;
- разработка и поддержка реализации регламентов проведения индивидуально-профилактической работы и примирительных процедур на муниципальном уровне с учетом местных условий.
Принятие Национальной стратегии действия в интересах детей способствовало активному общественному движению за создание и внедрение примирительных технологий в деятельность органов системы профилактики, в том числе программ примирения. Восстановительный способ реагирования на преступления как никакой иной в сравнении с карательным должен способствовать минимизации для нарушителя негативных последствий уголовно-правовых санкций карательного характера.
В рамках реализации изменений законодательства в обозначенной сфере, с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, своевременного разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, предотвращения недопонимания друг друга в детско-родительских отношениях Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия 29 марта 2013 года было принято постановление: изучить целесообразность и возможность создания на уровне муниципалитетов и в образовательных учреждениях служб примирения.
С 1998 года по настоящее время Межрегиональный центр «Судебно-правовая реформа», действующий на базе Института государства и права РАН, распространяет идею и технологию восстановительного правосудия. Восстановительное правосудие как технология способствует восстановлению отношений, разрушенных в результате конфликтов и преступлений, исцелению жертв преступлений, интеграции правонарушителей в общество с помощью медиации, кругов сообществ и семейных конференций.
В последнее время во многих регионах Российской Федерации возникли новые схемы работы КДНиЗП, в рамках которых предусматривается работа с преступлениями, правонарушениями несовершеннолетних и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с помощью восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций на основе примирительных процедур. Организация и проведение примирительных процедур осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
Новые схемы работы комиссий по делам несовершеннолетних отрабатываются в 15 субъектах РФ, где создано 615 школьных и более 60 территориальных (муниципальных) служб примирения. В основе новых схем работы лежит предварительная работа со случаем, и уже по итогам такой работы организуется обсуждение на заседаниях районных КДНиЗП. В своем постановлении КДНиЗП может рекомендовать участникам конфликтной или криминальной ситуации пройти программу в школьной или в районной службе примирения.

Новые методики позволяют добиваться решения следующих задач:
- восстановить нарушенные/утраченные социальные связи ребенка (семьи);
- создать условия для формирования мотивации у подростков к позитивному изменению своего отношения, своего поведения, своей личности;
- развитие веры в себя, в свои способности;
- осознать внутреннюю силу, изменить ситуацию, исправить и т.д. Вся  эта работа начинает приобретать ярко выраженный личностный характер. Работа КДНиЗП трансформируется при этом в работу по реальной защите интересов детей и семей и одновременно социальной и психологической помощи, которая носит характер ненасильственной интервенции.
Применение новых технологий работы с детьми позволяет сделать вывод о том, что основным подходом в проведении индивидуально-профилактичекой работы должен быть не реабилитационно-диагностический, а восстановительный подход, опирающийся на привлечение ближайшего социального окружения и поддерживающий работу с пострадавшими от действий несовершеннолетних. При этом реабилитационно-диагностический подход не отменяется, а является вспомогательным средством в проведении индивидуально-профилактической работы.
В основе восстановительных практик лежит технология медиации – процедуры специально организованных структурированных переговоров между сторонами конфликта, называемой медиацией (или программой примирения, программой заглаживания вреда), где специально обученный представитель сообщества (взрослый или молодой) выступает в роли медиатора – нейтрального посредника, способствующего мирному ненасильственному урегулированию конфликта.
Итак, модель восстановительной медиации в регионах Российской Федерации реализуется в двух вариантах:
1) через службы, работающие с правонарушениями несовершеннолетних (муниципальные службы примирения – МСП) на базе муниципальных центров, оказывающих социальные и психологические услуги населению;
2) через школьные службы примирения на базе образовательных учреждений (ШСП).
Школьная служба примирения (служба примирения образовательного учреждения) – это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному ненасильственному урегулированию школьных конфликтов (конфликтов в образовательном учреждении) таким образом, чтобы загладить причиненный вред, помирить конфликтующие стороны и наладить между ними взаимопонимание и нормальное взаимодействие без вражды и злобы. Главная задача ШСП – разрешение конфликтных и спорных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Образовательное учреждение принимает решение о создании школьной службы примирения исключительно в добровольном порядке. Все решения вышестоящих органов  по этому поводу носят рекомендательный характер. В учебном заведении, решившей создать службу примирения, проводится открытое обсуждение этой инициативы в педагогическом коллективе и органах детского самоуправления. При ее одобрении директор издает Приказ о создании службы примирения и утверждает положение о ней (локальный акт). Педколлектив и органы ученического самоуправления подтверждают намерение содействовать выявлению конфликтов и в приоритетном порядке передавать их в службу, чтобы попытаться решить конфликт мирным путем. Другие способы решения конфликтов (административный, судебный, неформальный и т.д.) в данном учебном заведении считаются менее приоритетными и, как правило, применяются после того, как стороны конфликта имели возможность, но отказались примириться.
В состав служб примирения образовательного учреждения можно привлечь: работающего в учебном заведении психолога, опытных учителей, активных и грамотных родителей, старшеклассников (детей-волонтеров), студентов-волонтеров и др.
По приказу директора учебного заведения назначается педагог-куратор службы из состава педагогического коллектива учреждения (учитель, психолог, социальный педагог или др.), который добровольно выразил согласие взять на себя эту ответственность.
Контролирует работу службы примирения заместитель директора по воспитательной работе. Служба работает в тесном контакте с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, психологом и социальным педагогом, классными руководителями, всем педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Куратор службы примирения – организует кампанию по привлечению детей –волонтеров к работе службы и обеспечивает их дальнейшее равноправное участие во всех просветительских, организационно-методических, практических, аналитических и других мероприятиях;
- проводит обучение детей-волонтеров;
- контролирует работу детей-волонтеров и лично участвует в проведении программ примирения, добиваясь соблюдения принципов службы: конфиденциальности, добровольности и нейтральности;
- в обоснованных случаях куратор проводит программу примирения единолично;
- совместно с руководством учебного заведения организует участие детей-волонтеров в тематических межшкольных семинарах и конференциях, помогает им представить их опыт работы и познакомиться с опытом работы других служб;
- документирует процесс и результаты рассмотрения конфликтных ситуаций, поступивших в службу примирения из любых источников;
- оформляет итоговые результаты работы службы примирения дважды в год (в январе и июне);
- представляет итоговые результаты руководству учебного заведения, в координационный орган на территории района – КДНиЗП (а также по запросу в другие заинтересованные органы и структуры).
Внедрение и отработка модели службы примирения имеет большое значение для детей. В том числе:
- для разрешения внутри учебного заведения конфликтов с помощью (с использованием) технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур);
- для работы с жертвами правонарушений в части их удовлетворения от разрешения конфликта (восстановление чувства справедливости и безопасности, снижения чувства враждебности и угрозы со стороны детской среды);
- проявления деятельного раскаяния со стороны детей-правонарушителей (проявление стремления посильного возмещения вреда, нанесенного правонарушением, преступлением);
- для вовлечения детей-волонтеров в лидерскую социально-активную деятельность, практику гражданских действий, в тот или иной общественно значимый проект, дающий новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира.
Для специалистов образовательных учреждений:
- педагоги получат возможность расширить спектр применяемых педагогических приемов и подходов, которые можно использовать для поддержания порядка и дружелюбия (изменить подходы с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов при усилении роли детского, ученического самоуправления);
- появится практика конкретных действий (деятельности), что в свою очередь даст возможность получить новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в учебном заведении, развить методы и формы гражданского образования, воспитания, социализации учащихся и студентов.
Для социальной политики:
- реабилитационное пространство в системе защиты прав детства РМ пополнится опробованной, технологически оформленной и нормативно закрепленной моделью просвещения несовершеннолетних в области прав человека и профилактики правонарушений;
- органы, реализующие социальную политику, получат системные механизмы распространения опыта новой эффективной социальной технологии, которая может быть применена в аналогичных сферах детства и может стать основой дальнейшего развития общественно-государственного взаимодействия по решению актуальных социальных проблем региона;
- социальная политика получит импульс для развития в направлении расширения сферы применения некарательных способов реагирования на противоправное поведение несовершеннолетних и инновационных неформальных подходов к обучению несовершеннолетних правонарушителей и детей группы риска навыкам ответственного поведения (что соответствует нормам международного и российского права и демократической практике);
- общественно-государственное взаимодействие в области профилактики правонарушений несовершеннолетних получит возможность практически закрепиться. Это даст возможность создать новые связи учреждений, властных структур, гражданского общества.
Для решения конфликтных ситуаций службы используют: восстановительную медиацию, а также программы: круги сообществ и заботы, школьная восстановительная конференция (восстановительная конференция учебного заведения), семейная восстановительная конференция, а также могут разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации.
Заявителями Службы примирения могут быть учителя, учащиеся, очевидцы конфликта, заявление может быть подано через специальный «почтовый ящик».
Главное состоит в том, что Служба помогает сторонам выйти из спора не врагами, а людьми, сохранившими нормальные человеческие отношения. Умение договориться, решить проблему конструктивно, без ущемления достоинства и интересов личности – вот результат, который получают и учащиеся и педагоги.
Медиаторы – это специально подготовленные люди, владеющие технологией примирения на практике, прошедшие специальное обучение. Это люди, умело взаимодействующие с детьми, умеющие грамотно и компетентно разрешать конфликты, а еще лучше предотвращать их.

Территориальная (муниципальная) служба примирения может создаваться по инициативе координирующего органа – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района, района городского округа Саранск на базе существующих в районе структур и действует под руководством КДНиЗП в тесной связи со службами, работающими в образовательных учреждениях на данной территории. Территориальная служба разрабатывает положение о службе и вносит его на утверждение руководителю учреждения, на базе которого функционирует.
Муниципальная служба примирения (далее МСП) работает по сложным случаям из школ, по обращениям из комиссий по делам несовершеннолетних, межмуниципальных отделов полиции, судов, по обращениям граждан района, с одной стороны.  С другой, эта служба координирует работу служб примирения, созданных в учреждениях образования, расположенных на территории района, поддерживает и обучает медиаторов и кураторов служб примирения образовательных учреждений, организует «круглые столы» и конференции медиаторов, детские фестивали членов служб, взаимодействует с прессой.
МСП ведет работу с подростками 12-18 лет (в некоторых случаях до 21 года), проживающими на территории района и совершившими правонарушения, а также их ближайшим социальным окружением (родителями/законными представителями, жертвами правонарушений, одноклассниками, педагогами и т.д.). Подавляющее большинство этих подростков состоит на учете в ПДН и в КДНиЗП.
Команда муниципальной службы примирения может состоять из 4-х человек: руководителя (координатора), социального работника, психолога и ведущего программ заглаживания вреда (примирения).
1. Руководитель (координатор, куратор) службы примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль за реализацией программ, ведет мониторинг и анализ программ в учреждении. Выстраивает взаимодействие с органами власти и местного самоуправления, неправительственными некоммерческими организациями (НКО), экспертами и др. участниками эксперимента. Координатор формирует подходящую команду служб и специалистов, делегирует работу ведомствам, а также вырабатывает рамочные рекомендации относительно работы команды специалистов. По согласованию с КДНиЗП служба может осуществлять мониторинг реализации программ медиации на территории муниципального образования.
2. Социальный работник (менеджер случая) оценивает сложность случая, ведет случай, осуществляет связь между подростком, его семьей и окружением и социальными сервисами территории и отдельными специалистами, включенными в процесс ресоциализации, обеспечивает преемственность воздействий и проводит итоговую и, при необходимости, промежуточную оценку результатов. Социальный работник является центральной структурообразующей фигурой Службы, на нем лежит самая большая нагрузка и основная ответственность.
3. Психолог ведет консультирование подростка, проводит тренинги и другие индивидуальные и групповые занятия с подростком.
4. Ведущий программ заглаживания вреда осуществляет подготовку, предварительные переговоры правонарушителя и потерпевшего, проводит примирительную встречу, фиксирует ее результаты.
Специалисты Службы могут быть сотрудниками различных учреждений (общественных организаций) с различной ведомственной подчиненностью. При этом целесообразно, чтобы координатором МСП являлся сотрудник КДНиЗП муниципального района, района ГО Саранск; социальный работник являлся сотрудником учреждения социальной защиты населения (службы социальной помощи семье и детям); психолог и медиатор – сотрудниками центров (СРЦ), школ, учебных заведений, вузов, общественных организаций.
При муниципальной службе  примирения могут быть созданы детские волонтерские объединения по типу служб примирения образовательных учреждений.
Специалисты МСП работают в режиме консилиума. Они регулярно встречаются, всесторонне исследуют и обсуждают социальную ситуацию несовершеннолетнего. Совместно с несовершеннолетним и его ближайшим окружением определяют причины и последствия правонарушения, вырабатывают программу работы со случаем. Программа примирения в МСП может проводиться между несовершеннолетними, несовершеннолетним (и) и взрослым (и), между взрослыми в ситуации определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего.
Этапы работы со случаем включают последовательные действия, которые с каждым шагом углубляют равноправие и доверительное взаимодействие с подростком, расширяют пространство реабилитации. Средний срок работы со случаем – 3 месяца. На каждом переходе между этапами проводится оценка эффективности деятельности междисциплинарной команды специалистов Службы с точки зрения позитивного изменения личности подростка и социальной ситуации вокруг него.
Медиация – это альтернативный метод разрешения споров, в которых третья, нейтральная сторона – медиатор, оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор, в поиске взаимно удовлетворяющего, жизнеспособного решения, отражающего их интересы. Главное в медиации – совместными усилиями вырабатывать решение, которое отвечает их интересам.
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Важным результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред),  то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.
Не менее важным результатом медиации может стать и соглашение или примирительный договор.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

Утверждено постановлением КДНиЗП РМ
№__ от «__» _________ 2013года.

Примерное положение о службе примирения ГОУ (МОУ) ______________
_____________________ муниципального района Республики Мордовия



1. Общие положения
1.1. Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (студентов, воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
1.2. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
1.3. Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в службу примирения, а при отказе или невозможности разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы разрешения конфликта и/или иные меры воздействия.
1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социально-реабилитационного центра (службы социальной помощи семье и детям ГУ «Социальная защита населения»), работающее во взаимодействии с образовательным учреждением.
1.5. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартами восстановительной медиации от 2009 года, Устава образовательного учреждения.
2. Цели и задачи службы примирения.
2.1. Целями службы примирения являются:
2.1.1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
2.1.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
2.1.3. организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
2.2. Задачами службы примирения являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
2.2.2. обучение учащихся (студентов, воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
2.2.3. организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы примирения
3.1.Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий  как добровольное участие школьников (студентов, воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4. Порядок формирования службы примирения.
4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-11 классов (студенты, воспитанники), прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).
4.2. Руководителем (куратором) службы примирения учебного заведения может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются  обязанности по руководству службой примирения приказом директора  образовательного учреждения.
4.3. Родители дают согласие на участие детей в деятельности службы примирения в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам (студентам, воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемой службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения.
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, студентов, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «круг сообществ», «школьная восстановительная конференция», «семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных представителей) или их участие во встрече.
5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.
5.6. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
5.9. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом конкретном случае.
5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться  в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.12. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-реабилитационных центров).
5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.
5.16. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами (студентами, воспитанниками) на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программы).
5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается, по возможности, информировать и привлекать родителей к участию в медиации (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации без их участия является обязательным).
5.18. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
5.19. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителей службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется Федеральным законом №193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).
5.20. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствие с законом «О персональных данных» №152-ФЗ.

6. Организация деятельности службы примирения в образовательном учреждении
6.1. Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
6.2. Должностные лица образовательного учреждения оказываю службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (студентов, воспитанников).
6.3. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.
6.4. Поддержка и сопровождение службы примирения образовательного учреждения может осуществляться социально-реабилитационными центрами или общественными организациями.
6.5. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами учебного заведения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (студентов, воспитанников) в службу примирения, а также содействуют освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.6.Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.
6.7.В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «круге сообщества» или «семейной» или «школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливается. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
6.8. Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
6.9. Не реже, чем один раз в четверть, проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.10. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении  к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.11. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7. Заключительные положения.
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.
7.3. Вносимые изменения не должны противоречить стандартам восстановительной медиации.




Образец №1    
Примирительный договор


Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что_______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям): ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверить выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их успешном завершении будет ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время) ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Мы понимаем, что копия данного договора может быть предана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.
2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.

Фамилии, имена и подписи участников встречи:                                       Дата_______
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________:


Образец №2
Примирительный договор

Имя, фамилия, отчество участников конфликта (обвиняемого)
_______________________________________________________________________Имя, фамилия, отчество стороны конфликта (потерпевшего)


Обвинение предъявлено по ст. (в случае криминальной ситуации)

Дата правонарушения (в случае криминальной ситуации)
_______________________________________________________________________Мы договорились, что
_______________________________________________________________________Проверять  выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы примирения об их успешном завершении будет
_______________________________________________________________________Возмещение ущерба (требуется, не требуется; возможно, невозможно)
_______________________________________________________________________Объяснение

Дальнейшие намерения:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мы поставили вопрос: «Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?»
Участники встречи высказали по этому поводу следующее:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники пришли к выводу, что для изменения поведения___________________________ требуется программа реабилитации.

Программа реабилитации включает в себя следующее:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проверять выполнение программы реабилитации будет


Организация дальнейших встреч:
Участники договорились о необходимости дальнейшей встречи.


Подписи участников встречи:_______________________ Дата: ________________

Примерное положение  о муниципальной (территориальной, районной) службе примирения

1 Общие положения

Муниципальная служба примирения (далее МСП) может быть создана на базе службы социальной помощи семье и детям ГБУ «Социальная защита населения», методического центра  образования.
Районная служба примирения осуществляет работу с конфликтными и криминальными ситуациями несовершеннолетних, а также организует работу по методическому сопровождению служб примирения, созданных в образовательных учреждения на территории района. В ее состав входят сотрудники, прошедшие обучение по проведению восстановительных программ.
МСП осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, Устава учреждения, на базе которого она создана, настоящего положения, стандартов восстановительной медиации, ФГОС, «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

2. Цели и задачи районной службы примирения
Деятельность муниципальной (районной) службы примирения направлена на содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и противоправных ситуаций с использованием восстановительных технологий.
Целью деятельности МСП является распространение восстановительных практик в образовательные учреждения муниципального района, района городского округа Саранск, а также проведение восстановительных программ с участниками правонарушений и конфликтующими сторонами.
Задачами службы являются:
- содействие в организации и методическое сопровождение служб примирения, созданных в образовательных учреждениях на территории района;
- обучение восстановительным практикам педагогов, администрации  и специалистов учреждений образования, а также учащихся и их родителей;
- проведение восстановительных программ (восстановительная медиация, круги сообществ, круги заботы, школьные и семейные конференции и т.д.) с несовершеннолетними правонарушителями, пострадавшими, их родителями, а также с конфликтующими сторонами (школьниками, педагогами и родителями) за границами компетенции служб примирения образовательных учреждений или при отсутствии таковых в ОУ;
-информационное обеспечение работы по восстановительным программам в районе;
- отработка модели межведомственного взаимодействия учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних муниципального района и района ГО Саранск;
- мониторинг проведения восстановительных программ (в том числе в учреждениях образования на своей территории);
- обучение навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров образовательных учреждений района;
- взаимодействие с ассоциациями кураторов служб примирения других регионов Российской Федерации, обмен опытом работы, изучение материалов новых разработок в области восстановительного правосудия, подготовка докладов и обсуждение работы службы и т.д.).

3. Принципы восстановительных программ, используемых муниципальной службой примирения
3.1. В своей работе МСП опирается на стандарты восстановительной медиации, принятые Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
3.2. Понятие восстановительной медиации
Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода их ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон с участием медиатора.
3.3. Основные принципы восстановительной медиации
- добровольность участия сторон:
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и входе самой медиации;
- информированность сторон:
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
- нейтральность медиатора:
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешения конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной их сторон;
- конфиденциальность процесса медиации:
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угорозой жизни либо возможности совершения  преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.
Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены;
- ответственность сторон медиатора:
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта;
- заглаживание вреда обидчиком:
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве;
- самостоятельность служб примирения:
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

4. Порядок формирования муниципальной службы примирения
4.1. Районная служба примирения создается на базе учреждения _________________на основании приказа директора __________________
4.2. МСП действует на основании данного положения и стандартов восстановительной медиации.
4.3. Сотрудники МСП проходят подготовку в качестве ведущих восстановительных программ (медиаторов) и сами проводят восстановительные программы по конфликтным и криминальным ситуациям.

5. Порядок работы районной службы примирения
МСП может получать информацию о трудностях во взаимоотношениях, случаях конфликтного или противоправного характера из образовательных учреждений (далее – ОУ), органов внутренних дел (далее – ПДН),Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), суда, других учреждений профилактики, также по личному обращению граждан.
5.2. МСП принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, согласовывая в случае необходимости с КДНиЗП, межведомственным консилиумом специалистов. Конфликтующие стороны могут быть направлены к медиатору на предварительную беседу, но сама примирительная встреча проводится только в случае согласия конфликтующих сторон. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных представителей).
5.3. Переговоры со сторонами конфликта, родителями и должностными лицами проводят медиаторы (ведущие восстановительных программ) МСП.
5.4. Если конфликтующие стороны не достигли возраста 14 лет, примирительная программа проводится с согласия родителей (законных представителей).
5.5. Медиаторы (ведущие восстановительных программ) могут работать парами.
5.6. Специалисты МСП самостоятельно определяют сроки и этапы проведения программы в каждом конкретном случае, согласовывая с участниками конфликтной/криминальной ситуации.
5.7. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты при согласии сторон фиксируются в примирительном договоре между сторонами.
5.8. МСП имеет право предоставить копию договора между сторонами конфликта и информацию о его выполнении для дополнительной характеристики материалов дела и личности нарушителя в уполномоченные инстанции.
5.9. Информация, полученная в ходе проведения медиации, является конфиденциальной, за исключением подписанного сторонами примирительного договора, который может быть предан в заинтересованные инстанции (суд, КДНиЗП, администрацию учебного заведения и пр.) для вынесения адекватного решения по данной ситуации.
5.10. Специалисты МСП осуществляют контроль выполнения обязательств, отраженных в договоре между сторонами, но не несут ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств МСП организует анализ трудностей и обсуждение путей их преодоления.
5.11. В случае необходимости служба примирения содействует социальной, педагогической, правовой и психологической помощи участникам восстановительной программы, а также по возможности организует поддержку со стороны ближайшего социального окружения как важного ресурса изменения ситуации.
5.12. МСП может привлекать дополнительных специалистов с целью организации реабилитационного пространства для сторон конфликта.
5.13. В случае если программа примирения проводилась с несовершеннолетним, в отношении которого возбуждено уголовное дело, примирительный договор может быть приобщен к материалам дела вместе с документами, дополнительно характеризующими личность обвиняемого и подтверждающими добровольное возмещение имущественного ущерба, а также иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6. Заключительные положения.

6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем учреждения.




Данные методические рекомендации подготовлены на основе использованной литературы:
1. Р. Максудов. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заглаживанию социальной ткани. Моква,2012;
2. А. Коновалов. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство. Москва, 2012;
3. Общественный центр «Судебно-правовая реформа». Восстановительное правосудие. Москва, 2012;
4. Благотворительный фонд «Просвещение». Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов. Сборник материалов.


 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы