Личная история как метод выстраивания положительного образа прошлого ребенка.

E-mail

Личная история как метод выстраивания положительного образа прошлого ребенка.

Каждому ребенку необходима история его жизни. Очень трудно расти и становиться психологически здоровым взрослым человеком без какого-либо представления об истории своей жизни. Традиционно семья является хранителем знаний о жизни ребенка. Дети, сепарированные от семей, из которых они происходят родом, не обладают ежедневным доступом к источнику информации касательно их личной истории. Вследствие этого им труднее развить стабильное ощущение своего «Я» и понять, как прошлое влияет на их настоящее поведение. Без этого знания им сложнее осуществлять осознанные выборы и брать на себя ответственность за свои поступки. По всем указанным причинам мы полагаем, что у каждого ребенка должна быть своя «Книга жизни». Никогда не рано и никогда не поздно начать ее делать вместе с самим ребенком. Цель данного метода — через выстраивание положительного образа прошлого дать ребенку установку на обеспечение психологической защиты и достижение душевного комфорта в настоящем и отдаленном будущем. «Книга жизни» предназначена для того, чтобы дать ребенку возможность понять важные события прошлого, столкнуться с чувствами по отношению к этим событиям, и стать более вовлеченными в планирование своей будущей жизни. Зачастую первым шагом становится прояснение того, как сам себя воспринимает ребенок, как он понимает свою жизненную ситуацию. Это означает внимательное прислушивание к тому, как говорит на эти темы ребенок. Пока это не сделано, не будет понятно, надо ли предоставить ребенку более подробную информацию, или же корректировать уже имеющееся представления. Каждый раз, читая «Книгу жизни», ребенку свойственно воспринимать информацию немного иначе, в соответствии с уровнем интеллектуального развития и психологических потребностей на данный момент времени. Послание, которое мы стараемся передать ребенку, выслушивая его и помогая создавать его историю: "Ты важен. Твои мысли и чувства важны".

Книга жизни может:

- внести хронологию в жизнь ребенка;

- повысить самооценку и способствовать формированию идентичности;

- помочь ребенку поделиться своей историей с окружающими людьми;

- поддержать в разрешении проблем сепарации;

- установить связи между прошлым, настоящим, и будущим;

- поддержать отношения привязанности;

- повысить доверие к взрослым;

- помочь ребенку распознать и разобраться с сильными эмоциями, связанными с прошлыми событиями жизни;

- отделить реальность от фантазий;

- установить как позитивную, так и негативную информацию, касающуюся его кровной семьи.

О чем идет речь в «Книге жизни»?

«Книга жизни» – это рассказ о жизни ребенка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами. В каждой «Книге жизни» должны быть упомянуты родители ребенка.

Детям приятно иметь информацию о своем рождении, включая данные о том, сколько они весили, какого роста были, в какой день недели родились, и в каком роддоме. Обязательно надо включить младенческую фотографию ребенка, если таковая имеется. В некоторых роддомах или домах ребенка могут сохраниться младенческие фотографии, и тогда их можно найти. Проблемы со здоровьем или отклонения в развитии, обнаруженные при рождении, также должны быть отмечены.

Каждая Книга должна включать объяснение, почему и как ребенок остался вне кровной семьи и попал в трудную жизненную ситуацию. Взрослые часто скрывают подробности про причины помещения ребенка в учреждение. Это уклонение от сложной, болезненной темы может провоцировать последующие многолетние проблемы. Сам по себе факт колебаний взрослых, надо ли делиться информацией о прошлом ребенка, подразумевает, что для самого ребенка слишком трудно будет совладать с этим. Но ведь, что бы ни произошло в прошлом, ребенок уже прожил все это и выжил. Он уже продемонстрировал свою способность к совладанию с трудностями. Факты могут быть представлены ребенку таким образом, чтобы теперь помочь ребенку осознать и принять свое прошлое, благодаря чему возможно повышение самооценки и чувства собственной значимости. С опытом взрослые могут научиться под иным углом зрения смотреть даже на негативные факты прошлого жизненного опыта, видя в них позитивные намерения, которые не удалось осуществить. Информация должна представляться ребенку словами, доступными для его понимания.

В «Книге жизни» обязательно должны присутствовать фотографии родителей, если они имеются. С фотографий, присутствующих в единственном экземпляре, необходимо снимать копию до помещения их в Книгу и хранить где-то в надежном месте. Информация о родителях и сиблингах (братьях/сестрах) должны быть собрана настолько быстро и полно, насколько это возможно. Если имеется генограмма - генеалогическое древо - семьи, то копия также должна быть включена в «Книгу жизни».

Не существует правильных или ошибочных способов создания «Книги жизни». Как уникальны каждый ребенок и его личная история, также неповторима всякая «Книга жизни». Некоторые дети предпочитают начинать с самого начала, со своего рождения или даже с предшествующих этому событий, включая, например, знакомство их родителей. Другие охотнее начинают с настоящего момента, говоря о семье, в которой живут, школе, друзьях, предпочтениях и неприязнях. Порой дети начинают и с разговора о планах на будущее. В каждом из этих подходов есть свои преимущества.

Текст в Книге ребенка должен быть простым и честным. Формулировки должны быть краткими и понятными самому ребенку, в то же время без искажения отражающие события, происходившие с ним. Здесь приведены примеры некоторых формулировок, которые Вы можете использовать и на которые Вы можете опираться, описывая уникальные события жизни Вашего ребенка:

"Твоя мама, которая тебя родила, не могла заботиться о малыше, поэтому она позволила другим взрослым ухаживать за тобой и заботиться о тебе, пока мы не забрали тебя".

"Мне пришлось долго ждать, прежде чем я смогла забрать тебя домой, но я каждый день думала о тебе и смотрела на твою фотографию".

"Сначала ты много плакал, и мы делали все возможное, чтобы ты чувствовал себя хорошо".

"С каждым днем мы любили тебя все больше, и ты потихоньку начинал нам доверять".

"Ты всегда будешь с нами. Мы твоя семья навсегда". И т.д.
У Вас мало фотографий? Используйте свое воображение, чтобы придумать другие способы сотворить воспоминания. Сочините письмо к Вашему ребенку. Сохраняйте все, что ассоциируется с историей Вашего ребенка или с историей принятия его в Вашу семью. Бэт О’Малей, автор книги «Creating a Treasure for the Adopted Child», засушила цветок из родной страны ее дочери. «На самом деле я хотела привезти немного земли, - смеется она, - но я боялась провозить ее через таможню».

Представляйте информацию в виде рассказа, повествования.
Так как предоставленные в документах о ребенке данные по его развитию изложены обычно сухо, кратко и не доставляют удовольствия при прочтении, читайте между строк, чтобы увидеть, что можно собрать по отрывочным словам. Для написания странички про ранние вехи в развитии сына, мы перефразировали сухой официальный язык, чтобы текст звучал как вступление в книгу про описание развития младенца. "В три месяца ты уже весил 5.5 кг и хорошо спал ночью. Ты любил, когда рядом играла музыка, и плакал, когда воспитательница уходила из комнаты. Ты часто смеялся". Я собрала измерения роста и веса моего сына в разном возрасте и объединила их на страничке вместе с его фотографиями.

Если Вы сильно ограничены в информации, действуйте творчески. Введите дату рождения ребенка на интернет-странице, и узнайте, что было в этот день в мире. Добудьте первую полосу или титульную страницу газеты, вышедшей в день рождения Вашего ребенка в его родном городе.

Если у Вас мало информации про жизнь Вашего ребенка до его попадания к Вам в семью, существует два принципа: пусть правда будет Вашим проводником и пусть формулировки будут соответствовать возрасту ребенка. Используйте слова, говорящие о возможности, предположении. Используйте фразы, подобные следующим: "Мы думаем, что…," "Я полагаю, что…," и "У нас нет фотографии, но держу пари, что…." Попросите ребенка нарисовать картинку с изображением его мамы, как он ее себе представляет. Одна творческая мама прикрепила к страничке маленькое зеркальце и подписала: "Вот как может быть выглядит твоя кровная мама".

Создание Книги Жизни может показаться неодолимым. "Но Вам не требуется обладать исключительными творческими талантами," - заверяет О'Малей. "Вы можете страдать цветовой слепотой и иметь два больших пальца на левой руке, а Книга Вашего ребенка получится прекрасной. Единственной ошибкой может быть нежелание создавать Книгу Жизни". Стейси Хамман, мать троих детей, усыновленных из Кореи, советует, "Начните с малого. Приступите к описанию настоящего момента и потом постепенно продвигайтесь назад, в прошлое".

Помните, что основная цель Книги жизни – это сохранение памяти семьи. Действуйте творчески и получайте удовольствие. Но независимо от того, одна у Вас фотография или сотни, не позволяйте перфекционизму удерживать Вас от создания страниц истории, откладывая это на годы.

Ваша Книга – это чудесная возможность поисследовать эмоции и чувства Вашего ребенка, связанные с его путешествием в Вашу семью, также как и путь для сохранения семейной истории и памяти. Здесь представлены некоторые идеи, которые могут способствовать завязке разговора с ребенком о его жизни:

Включайте вопросы или незаконченные утверждения на каждой странице. Например, после фотографии младенца, выражающего беспокойство, один из родителей написал, "Она беспокоится, что же будет дальше". Рядом с картинкой, отображающей встречу ребенка с родителями, в тексте говорилось, "Как тебе кажется, что думала Эмма?" Этот вопрос приглашает маленького читателя обратиться к своим чувствам, когда он просматривает Книгу.

Создавайте Книгу, которая рассказывает историю значимого взрослого на одной стороне страницы, и историю ребенка – на другой. Если Вы отображаете себя на левой стороне листа, то на правой – ждет ребенок, пока вы встретитесь. Один родитель оставлял пространство на стороне листа, где изображалась история ребенка, чтобы он мог добавить туда свои размышления и идеи, когда станет старше.

Если Вы не знаете, почему ребенок, к примеру, был отдан в приют, сформулируйте в общем: "Родители обычно вынуждены помещать ребенка в приют в том случае, когда у них нет средств, чтобы их растить и за ними ухаживать. Может быть, и с тобой случилось именно так". Затем можно обсуждать с самим ребенком про то, как могло быть на самом деле.

P.S. Ваш искренний интерес к Истории жизни ребенка, обсуждение ее с ним, готовность обсуждать даже самые сложные моменты его биографии, совместное создание «книги» про его жизнь – лучшее доказательство для ребенка, что его любят и принимают таким, какой он есть, что Вам можно доверять и что он обрел или в скором будущем обретет свою семью.

По материалам статьи Jenni Colson «Adoption Scrapbooks Made Easy» Перевод Татьяны Панюшевой.

Beth O’Malley LifeBooks : Creating a Treasure for the Adopted Child. http://www.adoptionlifebooks.com

Источник: http://www.pro-mama.ru/articles_464_1904.html

Составитель: Журина А.С. - методист по социальной работе Центра социально-правовой защиты детства ГБОЙ ДПО (ПК)С «МРИО»

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы