Психолого-педагогические подходы к работе с учащимися «группы риска»

E-mail


(сост. Литяйкина О.Г., к.п.н., доцент)

 

План

1. Общие положения

2. Характеристика отклоняющегося поведения  учащихся «группы риска»

3. Механизм деформации поведения подростков и молодежи

4. Подходы к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения

 

Общие положения

 

Проблема отношения общества к отклоняющемуся от нормы поведению своих членов имеет давнюю историю. Менялась и трактовка самих понятий отклонения и нормы. Вследствие этого и взгляды на проблему эволюциониро­вали и на различных исторических этапах были различны. В общественном сознании девиация всегда была злом, и законодательство в той или иной степе­ни отражает эти общественные убеждения.

Эта проблема сегодня особенно остро стоит в РФ в связи с чрезвычайно высокими темпами изменений, которые происходят на всех уровнях российс­кого общества.

При этом за последнее десятилетие в стране радикально расширился спектр легальной социально-экономической деятельности. Прямым следствием этого стало расширение спектра правонарушений. Период адаптации общества и его институтов к новым условиям - достаточно длительный и болезненный процесс. Причем в новых условиях наименее защищенной категорией оказы­вается именно новое поколение.

Анализ источниковой базы по проблеме свидетельствует, что проблема предупреждения и преодоления асоциального поведения человека на различных возрастных эта­пах его формирования постоянно рассматривалась представителями отече­ственной и зарубежной науки. Причем особое место занимали вопросы пре­дупреждения и преодоления отклонений в поведении молодых людей и приведе­ния его в соответствие с требованиями социальных систем и институтов.

Проблема эффективной профилактики в условиях переходного периода, в котором находится российское государство, является, безусловно, приоритет­ной, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что эффективнее и гуман­нее вкладывать финансовые и человеческие ресурсы в профилактику и предуп­реждение правонарушений.

Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается серьезно из­менившимися фактами отклоняющегося поведения подростков и молодежи, которые стали мобильными по объектам посягательства, по времени и харак­теру совершения правонарушений и преступлений.

Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно с точностью оце­нить масштабы девиантных отклонений в молодежной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям, а именно:

по пьянству и алкоголизму (в стадии зависимости) — 15 - 20%;

по наркомании (эпизодическое и регулярное употребление) - от 1/4 до 1/3 от 100% (по г. Москве до 40%);

по сексуальным отклонениям - высокая потентность (анонимные воп­росы дают цифру 10 - 15% подростков признаются в гомосексуальном опыте);

по бродяжничеству - цифры варьируются от 3,5 до 5 млн детей; по противоправному поведению - преступное (уголовно наказуемое).

административные проступки, гражданско-правовые нарушения и т.д. — не менее 50% подростков и молодежи.

Подчеркнем, что задача эффективной профилактики - самая актуаль­ная, но трудно разрешимая. В общем плане она сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта пра­вонарушения, а также минимизации социального вреда для общества. Реше­ние этих задач требует высокого профессионализма и специальных навыков.

При этом объем и актуальность стоящих перед обществом задач в этой сфере таковы, что необходимо иметь Государственную программу, с соответ­ствующим уровнем финансирования, высокую согласованность усилий соот­ветствующих ведомств на фоне поддерживаемой государством «социальной озабоченности» всего общества.

Одной из важнейших целей профилактической работы является семья, так как именно семья, «хорошая» или «плохая», на определенном этапе развития личности молодого человека является определяющим фактором (затем идут среда, СМИ и потом школа и иные общественно-государственные институты).

Общие принципы профилактики  следующие:

комплексность - воздействие должно быть тотальным;

непрерывность - воздействие должно быть длительным, учитывая инерци­онность группового сознания;

ответственность - воздействие должно быть ответственным, в плане кри­тичности оценки достигаемых  результатов, ответственности за эти результаты и их социальные последствия, в том числе и отдаленные.

 

2. Характеристика отклоняющегося поведения  учащихся «группы риска»

Под отклоняющимся («девиантным»)  поведением понимаются:

в широком смысле - все формы отклонений в поведении человека от уста­новленных в его социальной группе норм (социальных норм, психических реак­ций, правовых норм, норм сексуального поведения, медицинских норм и т.д.)

в узком смысле - это сводится к тем нарушением поведения, которые не­сут в себе заряд асоциальное™, осуждаются обществом и влекут определен­ные меры воздействия на девиантов (пьянство, наркомания, суицидальное по­ведение, преступность (противоправность), сексуальные нарушения и т.д.).

Предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения у подростков и молодежи необходимо рассматривать как единый, целостный, системный, специфический социально-педагогический процесс.

Воспитание, самовоспитание и перевоспитание являются тесно взаимосвязанными сторонами социально-педагогического процесса в семьях, школах и общественных организациях.

Для того чтобы разрабатывать и эффективно внедрять в практику профи­лактической деятельности семей, детских садов, образовательных учреждений меры предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения, необходи­мо знать, что его порождает и питает. А это достигается путем анализа объясне­ния существования негативных качеств личности и динамики их развития: ни одна отдельно взятая причина не может привести к отклонению в поведении, оно возникает под воздействием комплекса неблагоприятных факторов.

Если обобщить имеющиеся определения, то под факторами понимается совокупность негативных причин отклоняющегося поведения, определяющих его зарождение, проявление и развитие в процессе жизни. Факторный комп­лекс отклоняющегося поведения связан с конкретными отрицательными явле­ниями общественной жизни.

Причины многих «болячек» следует искать в сегодняшней практике, в про­счетах тех или иных руководителей, в реальных противоречиях и трудностях пере­хода от одного общественного строя к другому; в недостатках воспитания в се­мье, школе, ПУ, техникуме, на предприятиях и др. Поэтому негативные явления в сознании и поведении молодежи объясняются в первую очередь факторным комплексом, связанным с недостатками, упущениями и просчетами в социаль­но-экономической, политической, духовной, культурной и социально-педагоги­ческой жизни и деятельности страны и ее общественных институтов.

Факторы могут быть главными и второстепенными, внешними и внутрен­ними. Главный фактор (или причина) -это тот, который определяет существен­ные черты следствия. Внутренние факторы имеют основу в закономерностях саморазвития, в их основных противоречиях. Факторы, которые основаны на взаимодействии данной веши с другими, а также порождаемые внешними про­тиворечиями, относятся к внешним причинам. Внешними причинами откло­няющегося поведения следует считать некоторые процессы, происходящие на уровне всего общества, его институтов в целом, а внутренними - личностные возрастные и индивидуальные особенности молодежи.

Проведенный анализ условий реальной практики, требований руководя­щих государственных документов, литературных и газетно-журнальных источ­ников позволил выявить макросоциальные группы факторов появления и жи­вучести различных отклонений в поведении молодых людей, в частности: вне­шние - по отношению к природе российского государства и его обществен­ным институтам и внутренние - связанные с трудностями и противоречиями строительства правового, демократического общества с рыночной экономи­кой. Обе группы факторов взаимосвязаны, наслаиваются друг на друга и про­являются в конкретных поступках, действиях и качествах личности.

К первой группе макрофакторов относятся качественные проявления за­падной индивидуалистической психологии и частной собственности; измене­ния геополитического пространства в мире; сложные процессы преобразова­ния бывших союзных республик в суверенные государства; проникновение и насилие в российском обществе стереотипов западной массовой культуры, несущей агрессивность, наркоманию, проституцию, бездуховность; бездока­зательное принятие некоторых западных мифов о свободе, равенстве, согласии, миротворчестве и др. Представляется, что влияние западной политики, идеоло­гии и других внешних по отношению к самобытному российскому государ­ству негативных факторов во многом может быть нейтрализовано в ходе реше­ния экономических, политических, социальных и духовных проблем.

К внутренним макрофакторам можно отнести: разрыв столетиями склады­вающихся хозяйственных связей и обвальный спад производства, легковесные представления о рыночной экономике; распад государственности и рост меж­национальных конфликтов, противоборство политических партий и движений, резкое снижение жизненного уровня основной массы российского народа, нарушение социальных прав, кризис духовности, крушение общепринятых идеалов; потеря жизненных ориентиров и др.

Представляется не совсем правомерным наличие у молодых людей отрица­тельных качеств личности объяснять только перечисленными социально-эко­номическими, политическими и духовными факторами. Они, несомненно, важ­ны для превентивной педагогики. Однако, для понимания сущности, законо­мерностей и динамики отклоняющегося поведения большое значение имеет знание специалистами группы микросоциальных факторов (социально-демократических, социокультурных, социально-педагогических, физиологических) формирования и проявления у молодых людей негативных качеств личности, способствующих отклонениям в поведении, его институтов в целом, а внутрен­ними - личностные возрастные и индивидуальные особенности молодежи.

При изучении социально-демографических факторов, способствующих формированию и развитию отклоняющегося поведения у молодежи, учитыва­ются, прежде всего, возрастные характеристики. Исследование показывает, что на молодые годы приходится «пик» антиобщественных проявлений молодежи, что объясняется повышенным энергетическим потенциалом, бурным разви­тием физических, эмоциональных, волевых сил, желанием самоутвердиться при недостаточной социальной и нравственной зрелости, жизненном опыте, социальной неустроенности в сложных современных условиях российской дей­ствительности. Факторный анализ показал, что в настоящее время наблюдается повышенная криминогенная активность молодежи. Наиболее «криминоген­ные» возрастные группы: 14 - 17 лет, 18-24 года. На эти годы приходится наибольшее число суицидальных попыток, уходов из дома и т.д.

На отклоняющееся поведение молодежи в определенной степени влияет социальное происхождение и образовательный уровень. Результаты исследо­ваний свидетельствуют, что влияние социального происхождения на отклоня­ющееся поведение молодых людей носит опосредованный характер, прежде всего, через зависимость условий воспитания, социального статуса родителей.

Известно, что проявление той или иной жизненной позиции существенно зависит от уровня образованности, ибо возможность полнее реализовать свои силы и способности, самоутвердиться предполагает достаточно высокий об­разовательный, профессиональный и культурный уровень. Молодежь с низ­ким уровнем образования чаще оказывается «Социально неустроенной» и находит «самовыражение» в уходе из дома, воровстве, употреблении спирт­ных напитков и наркотиков, бродяжничестве, проституции и т.д.

Социально-демографические факторы, влияющие на отклоняющееся по­ведение молодежи, дополняются и проявляются в тесной связи и взаимодей­ствии с группой социокультурных факторов. К этой группе можно отнести материальный доход, жилищные условия, культурные ценности, проведение свободного времени, социальную активность.

В современных условиях на душу населения доход сам по себе не столь значим для уровня антиобщественных проявлений молодежи. В связи с этим необходимо отметить, что наблюдается несколько повышенная криминоген­ная активность у «полярных» групп: с минимальным и максимальным уров­нем доходов. Криминологическое значение для молодежи имеет не столько сам душевой доход, сколько степень разрыва, различий в уровне их материаль­ной обеспеченности как следствие их социальной неоднородности.

Жилищные условия (как и иные бытовые блага) являются вторичными, производными от более значимых социальных характеристик. Тем не менее, неблагоприятные жилищные условия служат одним из основных показателей социальной неустроенности, которая выступает непосредственно криминоген­ным фактором.

Жизненная практика свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение связано с приобщением к культурным ценностям, со структурой свободного времени, с социальной активностью. Влияние данного фактора состоит в том. что чем полнее подростки и молодые люди включены в позитивную творчес­кую деятельность, тем ниже уровень антиобщественных проявлений. Увлечен­ные своей работой и учебой, а также имеющие устойчивое «хобби» в культурно- досуговой деятельности, как правило, не совершают антиобщественных по­ступков.

Одной из групп социально-педагогических факторов отклоняющегося по­ведения у подростков и молодежи являются неблагоприятные семейные об­стоятельства и недостатки семейного воспитания. Это подтверждает положе­ние, что превентивную деятельность с подростками и молодежью с отклоняю­щимся поведением необходимо начинать с тщательного изучения их семей. Многие годы воспитание в семье как бы противопоставлялось по значимости воспитанию в школах, общественных организациях, оттеснялось в обществен­ном мнении на второй план. Как показала современная педагогическая прак­тика, дорого для подростков и молодежи обходится такое заблуждение. Деваль­вация семьи, смысла семейных отношений и других родственных связей, чув­ства ответственности перед обществом за детей существенно повлияла на кре­пость фундамента нравственности и здоровья молодежи, закладываемого имен­но в семье.

К числу основных причин неблагополучной семейной обстановки и недо­статков семейного воспитания целесообразно отнести: недостаточное воспи­тательное воздействие семьи, педагогическую и психологическую неподготов­ленность родителей к решению воспитательных задач, развитие различных пси­хозов у одного из родителей; моральную и материальную безответственность отца и матери перед своими детьми; чрезмерную строгость, грубые проявле­ния родительской власти, жестокое обращение в семье; противоречивость и несогласованность воспитательных воздействий внутри семьи, детоцентризм, отчужденность, неполноценное воспитание в семье, полное или частичное отсутствие контроля со стороны родителей; постоянные конфликты в семье, отрицательный пример родителей или одного из них; наличие родителей с от­клоняющимся поведением; лишение роли «кумира семьи» и другие причины. В результате всего этого подростки и молодежь предпочитают проводить вре­мя вне семьи, не желают общаться с родителями, убегают из дома.

Другая группа социально-педагогических факторов появления негатив­ных качеств личности связана с недостатками учебно-воспитательного про­цесса в школе: недостаточное взаимодействие семьи и школы; формализм в учебно-воспитательной работе, недостатки в ее организации, отсутствие не прерывности воспитания учащихся, подмена воспитательных воздействий администрированием, зажим самостоятельности учащихся; слабое вовлече­ние учеников в творческую работу, общественную жизнь, запущенность вне­классной и внешкольной работы; неумение педагогов работать с трудными подростками; неуспеваемость или слабая успеваемость учащихся; слабое педагогическое взаимодействие учителей и родителей по профилактике от­клоняющегося поведения.

Педагогические ошибки и недоработки семейного и школьного воспита­ния в формировании личности дополняются и усугубляются другими соци­ально-педагогическими факторами, способствующими в известной степени закреплению отрицательных качеств. К ним относятся: отсутствие системы профилактических мероприятий и пропаганды здорового образа жизни в раз­личных общественных и государственных институтах; следование определен­ной «моде» на негативное поведение окружающих; негативное влияние бес­цельного времяпровождения на улице, участие в неформальных группах и объе­динениях отрицательной направленности; влияние различных проявлений са­моразрушения личности, самонаправленной жестокости; отрицательное воз­действие отдельных средств массовой информации.

Перечисленные социально-педагогические причины отрицательно воздей­ствуют на сознание и поведение детей и подростков, создают предпосылки для физиологических и психологических причин формирования негативных лич­ностных качеств.

В появлении отрицательных качеств у подростков и молодежи выявлены следующие психологические причины: возрастные сложности формирова­ния и развития личности, отрицательные проявления индивидуально-психо­логических особенностей, психических процессов, свойств, состояний, обра­зований, акцентуаций характера; осложнение в психофизиологическом раз­витии, социально-психологическое неблагополучие в семье, дисгармония от­ношений и др.

Отклоняющееся поведение проходит определенные стадии в своем разви­тии по мере перехода из одного возраста в другой и имеет в своей основе комплекс доминирующих причин, признаков, тенденций. По мере взросления отклонения в поведении могут усиливаться, усугубляться и прогрессировать, превращаться из незначительных недостатков характера в устойчивые негатив­ные качества личности и отрицательные формы поведения.

 

3. Механизм деформации поведения подростков и молодежи

 

Анализ литературы, специальные индивидуальные беседы с родителя­ми и учителями, подростками и молодыми людьми позволили выявить пси­холого-педагогический механизм деформации поведения молодых людей, который представляет собой результат сложного диалектического и проти­воречивого процесса, развитие которого проходит определенные стадии, соответствующие возрастным особенностям молодого человека, индиви­да, личности.

Первая (начальная) стадия отклоняющегося поведения рассматривается как предрасполагающая к негативному поведению (в основном соответствует дошкольному и младшему школьным возрастам). В механизм возникновения включаются: неправильное воспитание в семье; ошибки работников дошколь­ных учреждений, слабая психологическая и педагогическая готовность к обу­чению в школе; несформированность опыта поведения, постоянные неудачи в игровой и учебной деятельности; многообразие отрицательных, эмоциональ­ных переживаний; изоляция в детском и школьном коллективах и др.

В результате этого у детей дошкольного и младшего школьного возрастов может зародиться комплекс отрицательных качеств, сформироваться отдель­ные недостатки поведения, появиться начальные формы отклоняющегося по­ведения, наблюдаться первые признаки педагогической запущенности и трудновоспитуемости и др.

Вторая стадия отклоняющегося поведения характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам поведения и деятельности (в основном проявляется в подростковом возрасте). Ее механизм включает в себя: непонимание психологии подростков со стороны взрослых; формализм в учеб­ной и внеучебной работе; дефицит социального общения в классном коллекти­ве; поиск контактов в уличных стихийных группах и объединениях; нежелатель­ное влияние среды; нарушение правил поведения в школе и дома; углубляю­щиеся неудачи в различных видах деятельности; искаженные нравственные представления о чести, долге, поведении; ограниченные возможности для са­моутверждения в коллективах школы, класса; незрелость суждений; раздражи­тельность, повышенная возбудимость, неустойчивость поведения и др.

У подростков на этой стадии складывается педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, наблюдаются отдельные асоциальные тенденции откло­няющегося поведения: грубость, агрессивность, хулиганство, прогулы учеб­ных занятий, мелкое воровство, отдельные правонарушения и др.

Третья стадия отклоняющегося поведения характеризуется усугублением педагогической запущенности и устойчивым проявлением социальной запу­щенности молодых людей. Ее механизм включает в себя: отрицательные спосо­бы поведения, противоречащие принятым нормам; негативное отношение к учебе и труду; глубокое изменение личности, проявление у нее антиобществен­ной направленности; наличие антисоциальных взглядов, позиций, вредных при­вычек; негативное, а порой, и враждебное отношение ко многим сложившим­ся ценностям; хвастовство, бравада, неразумный риск, безрассудство в поведе­нии; систематическое нарушение учебной и трудовой дисциплины.

В этот период у молодых людей происходит переход от педагогической запущенности и трудновоспитуемое™ к социальной запущенности, склады­вается устойчивое отклоняющееся поведение, проявляются такие его фор­мы, как агрессивность, злостное хулиганство, пьянство и ранний алкоголизм, воровство, наркомания, токсикомания, рэкет, правовые нарушения, преступления и др. Комплекс данных взаимосвязанных и взаимодействующих при­знаков представляет собой психолого-педагогический механизм отклоняю­щегося поведения, когда постепенно, по крупицам складывались элементы негативного поведения.

 

 

 

4. Подходы к предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения

 

Педагогическая практика позволяет определить несколько авторских пози­ций к пониманию сущности, содержания и структуры процесса предупрежде­ния и преодоление отклоняющегося поведения молодых людей.

Понятия «предупреждение» и «преодоление» хотя и близки по своему
содержанию, но не тождественны по своей сущности: предупреждение на­правленно на выявление и предотвращение причин и условий отклоняющего­ся поведения, а преодоление - на искоренение выявленных в процессе профи­лактики различных отклонений в поведении перевоспитуемых.

Предупреждение и преодоление - это не два самостоятельных и различных процесса, а две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны еди­ного процесса борьбы с зарождением, развитием и проявлением различных негативных проявлений, рассматриваемых в рамках превентивной педагогики. В реальном процессе превентивной деятельности с молодежью предуп­реждение II преодоление отклоняющегося поведения тесно переплетены и связаны.

Предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения молодежи - это, в свою очередь, не  изолированный, самостоятельный и отдельно взятый
социально-педагогический процесс, осуществляемый в отрыве от общей со­циально-педагогической системы, а ее органическая и неотъемлемая часть. Рассматривая процессы воспитания, самовоспитания, перевоспитания, педа­гогической профилактики в тесной связи и взаимообусловленности, можно констатировать, что два последних процесса служат важным средством кор­рекции негативного поведения молодежи. При другом подходе может поте­ряться стержневая теоретическая и практическая основа социально-педагогической системы в школе и других организациях - процесс воспитания, который наполняет своим содержанием превентивную деятельность специалистов по
работе с молодежью.

Процесс предупреждения и преодоления выступает как основа превентивной педагогической системы, совокупность ее двух составных частей профилактики и перевоспитания, которые в свою очередь обладают важными признаками процессуально-структурного объекта. Они имеют сложный со­став, образуют единый структурный и функциональный комплекс, что дает возможность рассматривать процесс предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения у молодежи как целостное социально-педагогическое образование.

Поэтому можно констатировать, что содержание процесса предупрежде­ния и преодоления отклоняющегося поведения у молодежи необходимо рас­сматривать как единый, целостный, системный, специфический социально-педагогический процесс. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание яв­ляются тесно взаимосвязанными сторонами социально-педагогического процесса в семьях, школах, общественных организациях и др. Их сходство заключается, во-первых, в том, что все они являются организованными, систематическими и целенаправленными процессами педагогических воздействий родителей, педагогов на формирование личности молодого человека. Во-вторых, конечная цель и в одном, и в другом, и в третьем случае одна – гармоничное развитие личности. В-третьих, в основе данных педагогических про­цессов лежат, как правило, одни и те же закономерности и принципы, единый,  социально- личностно- деятельностный подход к их рассмотрению. Но пере­воспитание необходимо рассматривать лишь как часть превентивной педаго­гики. В ее содержание входит, помимо названных процессов, и педагогичес­кая профилактика, что в совокупности и представляет единый социально-педагогический процесс предупреждения и преодоления отклоняющегося по­ведения молодых людей.

Проведенный анализ литературы по практической превентивной деятель­ности специалистов по работе с молодежью, результаты опросов позволяют определить, что предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения - это целенаправленный и организованный социально-педагогический процесс воздействий и взаимодействий педагогов, родителей и молодых людей, направ­ленный на искоренение различных отклонений в их поведении. Такое понима­ние сущности данного процесса дает возможность выделить его из системы социально-педагогических влияний, показать его особенности по сравнению с воспитанием и самовоспитанием и др.

Одной из особенностей является то обстоятельство, что предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения представляет качественно своеобраз­ный социально-педагогический процесс в общей системе воспитания молоде­жи. Перевоспитывать гораздо сложнее потому, что приходится изменять сло­жившиеся привычки, взгляды, нормы поведения, негативные качества личнос­ти. Поэтому предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения выс­тупает как специфический процесс, имеющий свою психолого-педагогичес­кую структуру.

Вторая особенность процесса предупреждения и преодоления отклоняю­щегося поведения заключается в том, что если недостатки в сознании и поведе­нии молодых людей еще не стойкие, то они поддаются искоренению с помо­щью педагогических процессов воспитания и обучения. В данном случае про­филактика и перевоспитание выступают в качестве основных функций процес­са воспитания. Однако по отношению к целому ряду молодых людей отклоне­ния от норм поведения превращаются в негативные качества личности и при­обретают при этом устойчивый и запущенный характер. В данном случае про­филактика и перевоспитание занимают большой удельный вес в социально-педагогической системе работы с молодежью и выступают как две взаимосвязанные части целостного социально-педагогического процесса предупрежде­ния и преодоления отклоняющегося поведения.

Следующая особенность данного процесса объясняется тем, что в воспита­нии и самовоспитании, с одной стороны, и в педагогической профилактике - с другой, по-разному происходит смена сложившихся динамических стереоти­пов новыми. Если в первом случае новые стереотипы не обязательно заменя­ют старые, а лишь образуются на их базе как прямое продолжение сложивших­ся привычек и норм поведения, то во-втором - старые негативные динамичес­кие стереотипы должны быть заменены на новые, имеющие положительную характеристику.

Необходимо учитывать в превентивной деятельности и такую ее особен­ность, что дело приходится иметь с молодыми людьми, которые положитель­но относятся к своему негативному поведению, стремятся сохранить свои вредные привычки. И здесь важно учитывать то обстоятельство, что «труд­ный» молодой человек не столько объект изучения и исправления, сколько субъект превентивной деятельности, о которой, кстати, он не должен догады­ваться или слышать.

В ходе превентивной деятельности необходимо изменить ошибочные пози­ции и установки, сложившиеся стереотипы ее поведения, искоренить негатив­ные и сформировать положительные личностные качества. Воспринимая внеш­нее воздействие, молодые люди перерабатывают и преломляют их через себя, опираясь на собственные позиции, взгляды, убеждения и установки. При про­филактике и перевоспитании повышается роль самоисправления «трудных» молодых людей, и в данном случае они уже выступают по отношению к самим себе как субъекты превентивной деятельности. Отдельно следует выделить воз­никающие противоречия между уровнем притязаний, характером развития поведенческих норм и возможностями их удовлетворения и выражения. К ним относятся противоречия между собственным поведением и представлением о том, как надо себя вести, между потребностью занимать положительный ста­тус и отклоняющимся поведением, которое препятствует этому, между стрем­лением к независимости и необходимостью подчиняться, между словом и де­лом и т.д. Разрешение этих противоречий происходит с большим трудом и тре­бует длительных превентивных влияний. Главными условиями разрешения про­тиворечий данной группы являются: помощь перевоспитуемым в осознании имеющихся у них противоречий в поведении, создание необходимых условий для преодоления выявленных отклонений в поведении.

Следует выделить группу противоречий, проявляющихся в сфере достигну­того уровня социального и физического развития молодых людей подростко­вого возраста. Несоответствие этих уровней образует своеобразную диспро­порцию между ранним физическим и половым созреванием, с одной сторо­ны, и недостаточной социальной зрелостью - с другой. В этих случаях возника­ют противоречия между физическим развитием и инфантильным поведением,  между отрицательными проявлениями и волевыми усилиями, между стремле­нием «казаться» и неумением «быть» и др. Задача превентивной деятельности при этом заключается в том, чтобы содействовать правильному разрешению рассматриваемых противоречий, укрепить социально значимые качества и чувства, преодолеть противоположные тенденции в психическом и физичес­ком развитии «трудного» подростка.

В процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения все группы противоречий выступают в комплексе и предстают в виде различных трудностей. Представляется, что всякое противоречие, порождающее ту или иную трудность профилактики и перевоспитания, так или иначе должно быть разрешено. Глубокое понимание сути этих трудностей является важным усло­вием превращения возникших противоречий в движущие силы развития лич­ности и самого процесса профилактики и перевоспитания.

Реализация в превентивной деятельности перечисленных принципов во многом зависит от того, обеспечены ли для этого необходимые условия. Од­ним из таких условий является обеспечение органической связи диагностичес­кой, прогностической, воспитательной, перевоспитательной и профилактичес­кой деятельности, направленной на предупреждение и преодоление отклоняю­щегося поведения молодых людей. Без взаимодействия данных видов превен­тивной деятельности реальное преодоление отношений в поведении «трудных» молодых людей практически невозможно. В исправлении важно соблюдать и такое условие, как единство, согласованность и комплексность превентивных влияний педагогов, родителей, общественных институтов. Важным условием процесса профилактики и перевоспитания является вовлечение «трудных» в разные виды общественной деятельности, в которых они могут проявить поло­жительные качества личности, утвердить себя, показать с положительной сто­роны. Среди других немаловажных условий можно выделить: своевременность принятия профилактических и перевоспитательных мер, своевременность пре­дупредительных и профилактических мероприятий. Процесс предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения осуществляется при помощи раз­личных средств и форм, выбор которых зависит от особенностей «трудных» молодых людей, причин возникновения и проявления отношений в их поведе­нии, условий и возможностей превентивных воздействий. Комбинации мето­дов, приемов, форм и средств могут быть бесконечно разнообразными.

Таковы сущность, содержание и структура процесса предупреждения и преодоления отклонений в поведении молодежи, логика его протекания. Разу­меется, выделение его структурных компонентов достаточно условно, так как ярко выраженных границ между звеньями данного процесса практически не существует. На практике все они взаимосвязаны и взаимодействуют одно с другим, хотя специфика каждого из структурных компонентов, несомненно, проявляется в процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося по­ведения молодежи.

 

 

 

Литература

 

1. Башкатов И.П. Психология неформальных под­ростково - молодежных групп. — М.: Изд-во «Информпечать», 2000.

Братусъ Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль. 1988.

Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного ин­тегрирующего фактора семьи/Вестник МГУ. Се­рия 14: Психология. — 1996. — № 1. — С.42-49.

Забрянский Г.И. Механизмы формирования ан­тисоциальных подростковых и юношеских групп // Криминологи о неформальных моло­дежных объединениях. — М.: Юридическая ли­тература, 1990. — С. 46-55.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — М.: Медицина, 2002.

Захаров А.Н. Неврозы у детей и подростков. — М.: Медицина, 1988.

7.            Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особен­ности): Учебное пособие. — 2-е изд.. доп. — Минск: Тетра- Системс, 2000.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1997.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. — М.: Ин­ститут практической психологии, 1997.

Нелидов А.Л., Щелина Т. Т. Психолого-медикосоциальная коррекция личности ребенка с син­дромом раннего воровства//Начальная шко­ла. - 2002.-№ 9. - С. 31-40.

11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного пси­холога. - М., 1993.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том I, 2. — ООО «Апрель Пресс», ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и пси­хотерапия семьи. — СПб.: Издательство «Пи­тер», 1999.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

 

 

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы