Работа педагога с различными видами девиации в поведении детей

E-mail


(составитель – Литяйкина О.Г., к.п.н., доцент)

 

План

 

1. Некоторые причины и мотивы девиаций в поведении детей и подростков

2. Методика работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности

3. Методика работы социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми

4. Классификация групп подростков-правонарушителей (по Д. И. Фельдштейну)

5. Основные виды работы социального педагога с девиантными подростками

6. Участие социального педагога в допросе несовершеннолетнего

 

1. Некоторые причины и мотивы девиаций в поведении детей и подростков

 

Процесс развития личности зависит от окружающего социаль­ного пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном про­странстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых ос­тавляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приве­дем некоторые причины таких девиаций (отклонений):

отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответст­вие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не­популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфлик­тен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);

ошибки педагогов (превышение педагогической власти; ли­шение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как уни­жения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учи­телями или между учеником и учителями и др.);

ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, переклады­вание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

социальные причины (противоречия в обществе, в микросо­циуме);

психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).

Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного пове­дения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: вну­шением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.

С возрастом такое поведение уступает место поведению «ра­циональному», то есть заранее спланированному, преднамеренно­му. Мотивации зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутвер­ждение и браваду.

 

2. Методика работы педагога по профилактике школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности

 

Термин «адаптация» обозначает приспособление к изменяю­щимся условиям. Дезадаптацию можно определить как затруд­ненное, осложненное какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагиро­вании и поведении личности. Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения, деформации ценностных и социальных установок.

Педагогу чаще всего приходится иметь дело с так называемой школьной дезадаптацией, которая может предшество­вать социальной.

Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизиче­ского и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях - не­возможным. Как следствие - появление педагогически запущен­ных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Социально-педагогическая поддержка ребенка, подростка в во­просах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ори­ентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и однокласс­никами - такие направления деятельности педагога могут сыграть роль ключевого фактора в реабилитации таких ребят.

Социальная дезадаптация - более глубокая степень дезадапта­ции, которой свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познава­тельной деятельности; трудностям в профессиональном самооп­ределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права и, как следствие, способность адекватной самооценки. Таким подросткам необходима более серь­езная социально-педагогическая и социально-психологическая по­мощь, которую лучше всего могут оказать специалисты центров социально-педагогической реабилитации или других специализи­рованных учреждений.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются следующие:

1.            Ранняя диагностика детей «группы риска». Вот некоторые
группы детей с повышенным риском развития дезадаптивных форм
нарушения поведения (по мнению Н.А. Рычковой) чаще всего встре­
чающиеся в общеобразовательных школах:

дети, воспитывающиеся в семьях с разными уровнями соци­альной дезадаптации;

дети с высокой наследственной отягощенностью психиче­скими и психосоматическими заболеваниями;

гиперактивные дети (очень подвижные);

дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей.

Консультативно-разъяснительная работа с родителями, пе­дагогами.

Активизация воспитательных усилий среды, работа с кон­тактными группами подростка, в том числе с семьей.

Организация коррекционно-реабилитационной работы в за­висимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых спе­циалистов, специализированных учреждений, центров, служб.

Разработка и реализация целевых программ и технологий, на­правленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

 

3. Методика работы  педагога с безнадзорными и беспризорными детьми

 

Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязан­ность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в ста­дии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей - первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.

Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительско­го или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило, беспри­зорность связана с противоправным поведением.

Данная проблема порождена следующими факторами:

-              кризисными явлениями в семье (рост числа разводов и коли­чества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей,

падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условии содержания детей);

распространением жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;

обвальным снижением количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыноч­ной экономики и оскудением государственных дотаций.

Социально-педагогическая деятельность в отношении данной категории детей подразделяется на два самостоятельных направле­ния: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактика безнадзорности и беспризорности представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску видов занятости ребят в свободное время и т. п.

Коррекционно-реабилитационная работа с безнадзорным ребенком предполагает оказание ему оперативной социально-педагогической помощи:

постановку на внутришкольный учет;

диагностику его состояния, личностных особенностей;

разработку и реализацию программы работы по адаптации ребенка к социально-здоровой среде при помощи положи­тельных форм активности - труда, игры, познания;

подключение специалистов для оказания правовой, медицин­ской, психологической, помощи;

коррекцию, реабилитацию семейных отношений.

 

4. Классификация групп подростков-правонарушителей (по Д. И. Фельдштейну)

 

Социальному педагогу приходится сталкиваться достаточно часто с подростками-правонарушителями и проводить как профи­лактическую, так и реабилитационную работу.

Неформальные подростковые группы не являются некими статич­ными, неменяющимися социапьными образованиями. Им свойствен­на своя групповая динамика, имеет место некое развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже в преступные группы. Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких

подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставлен­ной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформированны­ми потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как деформиро­ванные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном от­ношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушае­мых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.

Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием.

У подростков двух последних групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им не­обходимы:

постоянная коллективная работа в должном темпе;

систематический контроль и оценка их деятельности;

личная ответственность;

активное участие в соревновании.

 

5. Основные виды работы   педагога с девиантными подростками

 

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

-              перевод социальной ситуации в педагогическую (организа­ция нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозави­симость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

воспитание нравственно-правовой убежденности;

формирование адекватной самооценки, способности крити­чески относиться к самому себе;

развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на пе­дагогические воздействия;

включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

организация педагогического влияния на мнение окружаю­щих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

предупреждение невротических расстройств и патологиче­ских влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

-              способствование заполнению пробелов в знаниях.

Работа социального педагога с девиантными детьми и подро­стками должна основываться как на работе с конкретными сим­птомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как прави­ло, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут ока­заться бесплодными.

Профессиональную помощь специалисту может оказать мето­дика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (1985 г.).

Контактное взаимодействие - это модель поведения ини­циатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого челове­ка потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает кон­такт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие социального педагога с девиантным подрост­ком разворачивается в шести стадиях:

Расположение к общению.

Поиск общего интереса.

Выявление возможных положительных для общения и де­монстрируемых качеств.

Выявление опасных для общения и демонстрируемых ка­честв.

Стремление к положительным установкам в поведении парт­неров.

Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаи­модействия и решаются конкретные задачи. Методику можно ис­пользовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.

 

 

Литература

 

Учебники
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002.
2. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
4. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000.
Дополнительная
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994.
3. Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991.
4. Веселова В.В. Билет в будущее. М.,1990.
5. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995.
7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
8. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986.
9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Глава 3.
10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.М.,1995.
11. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
12. Калгрен Франс Воспитание к свободе. М., 1992.
13. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996
14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.М.,1992
15. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
17. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
18. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
19. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984.
20. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
21. Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В. Петровского. М., 1991.
22. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.. 1996
23. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002.
24. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.,1989.
25. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994.
26. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1999.
27. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992.
28. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.,1994.
29. Смирнов В.И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
30. Степанов В.Г Психология трудных школьников. М., 1997.
31. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996.
32. Теория и практика воспитательных систем. /Ред. Л.И. Новикова. Кн. 1, 2. М., 1993.
33. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.
34. Хрестоматия по социальной психологии/Сост. Т.Кутасова.М.,1994.
35. Цырлина Т.В. Пути к совершенству: Антология интересных школьных и педагогических находок 20 века. М., 1997.
36. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.,1997.
37. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.
38. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
39. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998.

 

Контрольные вопросы

 

1.Перечислите причины девиаций.

2. Дайте понятие дезадаптации в широком смысле слова.

3. Раскройте понятие школьной дезадаптации.

4. Раскройте понятие социальной дезадаптации.

5. Перечислите и раскройте основные направления профилактики дезадаптивного поведения.

6. Дайте понятие беспризорности.

7. Дайте понятие безнадзорности.

8. Укажите отличия этих понятий.

9. Раскройте содержание работы по профилактике беспризорности и безнадзорности.

10. Раскройте содержание коррекционно – реабилитационного направления работы с  беспризорными и безнадзорными детьми.

11. Раскройте классификацию подростков- правонарушителей.

11. Перечислите и раскройте основные направления работы с трудными детьми.

12. Раскройте  суть методики контактного взаимодействия Л.Б. Филонова.

13. Перечислите факты, которые необходимо выяснить при допросе несовершеннолетнего.

14. Назовите факторы, которые  необходимо учитывать социальному педагогу при выполнении функций общественного защитника на судебном процессе над несовершеннолетним.

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы