Социально – педагогическая коррекция и реабилитация девиантных детей

E-mail


(составитель – Литяйкина О.Г., к.п.н., доцент)

 

План

 

1. Понятие и методы  социально-педагогической коррекции

2. Понятие и методы  социально-педагогической реабилитации

 

 

 

Понятие и методы  социально-педагогической коррекции

 

Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспи­тания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции:

восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;

компенсирующую, заключающуюся в формировании у под­ростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т. п.);

стимулирующую, направленную на активизацию позитив­ной общественно полезной деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;

исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнооб­разных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагоги­ческих позиций учителей, родителей, которая должна способство­вать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется:

анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников;

определение места, которое он занимает в системе межлич­ностных отношений;

выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания;

выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее пре­одоления.

 

Понятие и методы  социально-педагогической реабилитации

 

Реабилитация в переводе с греческого означает - восстановление.

Ведущий метод социально-педагогической реабилитации - создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимо­сти конфликта.

Традиционные направления социально-педагогической реа­билитации:

организация социально-педагогического контроля за усло­виями воспитания и поведением ребенка, подростка;

социально-педагогическая поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в семье;

помощь в преодолении внутриличностного конфликта, свя­занного с проблемами в среде обитания подростка;

предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении, когда социальная неприспособленность под­ростка требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;

координация отношений ребенка с классным коллективом;

оздоровление.

Необходимо четко представлять, что эффективность социально-педагогической реабилитации достигается только при условии ис­пользования всего комплекса реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных).

 

Литература

 

Учебники
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002.
2. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
4. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000.
Дополнительная
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994.
3. Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991.
4. Веселова В.В. Билет в будущее. М.,1990.
5. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995.
7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
8. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986.
9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Глава 3.
10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.М.,1995.
11. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
12. Калгрен Франс Воспитание к свободе. М., 1992.
13. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996
14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.М.,1992
15. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
17. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
18. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
19. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984.
20. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
21. Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В. Петровского. М., 1991.
22. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.. 1996
23. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002.
24. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.,1989.
25. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994.
26. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1999.
27. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992.
28. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.,1994.
29. Смирнов В.И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
30. Степанов В.Г Психология трудных школьников. М., 1997.
31. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996.
32. Теория и практика воспитательных систем. /Ред. Л.И. Новикова. Кн. 1, 2. М., 1993.
33. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.
34. Хрестоматия по социальной психологии/Сост. Т.Кутасова.М.,1994.
35. Цырлина Т.В. Пути к совершенству: Антология интересных школьных и педагогических находок 20 века. М., 1997.
36. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.,1997.
37. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.
38. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
39. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998.

 

 






 

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы