Экзамен – не повод для стресса

E-mail

Экзамен – проверка знаний в условиях стресса. И значит, необходимо разобраться с тем, что такое стресс, и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности.

Стресс – это своего рода сигнал бедствия, который заставляет тело приготовиться либо к «бою», либо к «бегству». Стресс мобилизует нас на борьбу с неожиданным препятствиям. Научные исследования показывают, что существуют две группы людей, по-разному переживающих стресс («бой» и «бегство»). В зависимости от того, как ведут себя старшеклассники в тревожной ситуации перед предстоящими экзаменами, всех ребят тоже можно разделить на две группы. Одни приходят в состояние повышенной мобилизации, готовы отстаивать свои права на хорошую отметку, т.е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть. Другие суетливо листают учебник. Эти школьники предчувствуют поражение.

Медики и психологи выяснили, что экзамен затрагивает глубокие пласты личности. Возможность провала становится для ученика показателем его несостоятельности, неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто проверка знаний, а препятствие, которое может лишить старшеклассника самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на способность отстоять право чувствовать себя Человеком. Причем не играет роли даже «объективный результат» - полученные отметки. Хорошую оценку такие ученики объясняют счастливым случаем, удачным билетом, а не плодом собственного труда. Неудача для таких людей равносильна личностному поражению, поскольку затрагивает глубокие пласты самооценки.

Выделяют три фазы реагирования организма на стресс:

  1. Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, дыхание и сердцебиение, частые головные боли и боли в желудке, повышенное потоотделение, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.

  2. Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Самое эффективное в данный период – укрепление уверенности в себе.

  3. Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В это время возрастает восприимчивость к заболеваниям, уменьшается запас жизненных сил, снижается уверенность.

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена.

Способы снятия нервно-психического напряжения:

  • Заняться спортом;
  • Принять контрастный душ;
  • Постирать белье вручную;
  • Помыть посуду;
  • Скомкать газету и выбросить ее;
  • Порвать газету на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить;
  • «слепить» из газеты свое настроение;
  • Закрасить газетный разворот;
  • Громко спеть любимую песню;
  • Покричать то громко, то тихо;
  • Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»;
  • Погулять в лесу, покричать.

 

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Наиболее простой способ – дыхание на счет. Примите удобное положение, сосредоточьтесь на дыхании (можно закрыть глаза). На четыре счета сделайте вдох, на две секунды задержите дыхание, на четыре счета – выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов.

Чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Уверенность складывается из двух составляющих: как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью упражнений. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя уверенно, то и ощущения тоже меняются. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Правило 1. Экзамен – не конец жизни. Я – это не только экзамен

Правило 2. Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

Правило 3. Делай, что должен, и будь что будет.

Правило 4. Думай о задании, а не об оценке.

Правило 5. Поддерживай себя, особенно в трудный момент.

Правило 6. Стресс – норма жизни. Главное – не доводить себя до длительного напряжения.

 

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы