Родителям на заметку

Чего боятся подростки?

E-mail

Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений с другими людьми, интересов, увлечений и социальной направленности ребенка. Существенное развитие претерпевает его самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать тем ценностям и нормам, которые в этой группе приняты.

Стремление к совершенствованию своего "я" неотделимо от беспокойства, тревоги. Оно продиктовано страхом быть не собой, а кем-то другим, обезличенным, потерять самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Подростковые страхи делятся на социальные и природные.


Природные страхи основываются на инстинкте самосохранения.

К ним относятся: страх потери родных, страх катастрофы, преступников, животных, боязнь крови, потусторонних сил, огня, воды, высоты.

Страхи социальные основаны на взаимодействии с другими людьми.

Это такие страхи: страх опоздания, позора, осуждения, страх быть высмеянным или отверженным.

Один из важнейших социальных страхов - страх одиночества.
Наличие таких страхов может привести к пониженной самооценке подростка.
Тревожные дети стараются не выступать публично, не умеют отстаивать свое мнение, постоянно сомневаются в себе.    Навязчивые страхи мешают подростку развиваться. Он не может понять, почему боится того или иного явления, но не перестает подвергаться страху. Вялые попытки преодолеть свой страх часто приводят к его укреплению. Например, школьник, который панически боится публичности, решается выступить перед большой аудиторией, но в процессе растеривается и терпит неудачу. Такой поворот событий укрепляет страх во сто крат и делает его непреодолимой проблемой. Навязчивый страх формируется из обычного беспокойства вследствие борьбы с ним. Когда человек чувствует дискомфорт из-за того, что подвергается страху, начинает его преодолевать, но потерпев неудачу, обостряет свое внимание на страхе и, таки образом, стимулирует его укрепление и развитие.

Навязчивые страхи, которые возникли на основе каких-либо неприятных случаев, называются фобиями. Поэтому нужно различать эти два понятия. Склонность к фобиям говорит о негибкости мышления,  впечатлительности, возникающих на основе перенапряжения, усталости, угнетенности, повышенной ответственности и принципиальности. Несформировавшаяся и неокрепшая психика подростка тяжело реагирует на давление и ущемление. Так пострадав от духоты и дискомфорта в людном трамвае, ощутив в пути головокружение и тошноту, подросток начинает избегать общественного транспорта. В следующий раз он побоится зайти в людную комнату, сесть в лифт из соседями... Так развивается клаустрофобия (страх замкнутых пространств).

У мнительных, подверженных беспокойству подростков могут проявляться навязчивые опасения, будто их никто не любит, не понимает, что они никому не нужны, что у них нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади и жить не имеет смысла. Подобный нигилизм существования отражает невозможность достижения идеала, вызывает стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Жизнь таких людей построена согласно их иллюзорному миру, в котором они заложники собственных страхов.

Страх сказать что-либо не так или сделать плохо, страх, что над тобой будут смеяться - все это проявления застенчивости, которой страдают, прежде всего, эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки

В подростковом возрасте структура личности отличается нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью, восприимчивостью к внешним стимулам. Более того, эмоциональные и психические нагрузки могут спровоцировать стресс. Конечно, профессионально решить проблему тревожного подростка может только психолог. Это и индивидуальная работа, и тренинги, и коммуникативные игры (в зависимости от глубинных проблем личности). Тем не менее, роль родителей чрезвычайно важна.

Поэтому в заключение приведем несколько советов для родителей, соблюдение которых поможет избежать развития страхов у детей:
- лишний раз не демонстрировать свою склонность к беспокойству и сомнениям;
- не навязывать детям такие правила и обязательства, выполнить которые они не в состоянии;

- не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;

- стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;
- не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизировать уже имеющиеся затруднения в общении или имеющийся физический недостаток;

- не быть чрезмерно принципиальными, максималистски и бескомпромиссно настроенными, равно как и нетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;

- быть способными к переменам, не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми;

- быть готовыми принимать своего ребенка со всеми его недостатками, ошибками и промахами;

- можно проигрывать тревожную ситуацию, при этом полезно меняться ролями, да и юмор не мешает, уже не говоря о жизнерадостной атмосфере игры, эмоциональной разрядке накопившегося нервного напряжения и взаимного недовольства.

Любите своих детей и помогайте им!

 

Подростковые страхи   http://yandex.ru/yandsearch?text=gjlhjcnrjdst+cnhf[b&clid=46512
http://garuk.ru/podrostki/chego-boyatsya-podrostki.html
http://www.psyconcyl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=144:2011-06-08-23-20-46&catid=1:2010-07-15-07-14-56&Itemid=13

 

 

Подростковый алкоголизм

E-mail

Причины подросткового алкоголизма связанные с семьёй: Сохранить

  • Традиции, существующие в семье при которых употребляется алкоголь: «семейные праздники», «приход гостей», различные события в жизни членов семьи. Всё эти традиции с детства закладывают определённый образ мышления у человека. У подростка формируется отношение к алкоголю как к основному элементу любого праздника, торжества или отдыха;
  • Отсутствие должного воспитания и контроля со стороны родителей. Причины подросткового алкоголизма связанные с воспитанием наиболее распространённые. Если у подростка родителями не заложен определённый нравственный «стержень», набор жизненных ценностей, то подросток попадая во внешний мир (улица, школа) не способен принять правильное решение в отношении алкоголя и того негативного образа жизни, который принят в обществе;
  • Недооценка вреда от алкоголя родителями. Возникает из-за недостаточной информированности родителей о вреде алкоголя. Большинство родителей считают слабоалкогольные напитки безвредными для здоровья. Из-за этого имеют место случаи, когда родители сами дают алкоголь детям: для поднятия аппетита, применяют в качестве лечебного средства. Со временем это приводит к привыканию;
  • Семья алкоголиков (либо один из родителей употребляет спиртное). В большинстве случаев подростки, у которых родители алкоголики, сами становятся алкоголиками;
  • Взаимоотношения и моральный климат в семье. Подтолкнуть к алкоголизму подростка могут: плохие отношения в семье, чрезмерная забота со стороны родителей, отсутствие дисциплины, насилие в семье.

Причины подросткового алкоголизма связанные с обществом:

Отношение к алкоголю в обществе. Образ жизни связанный с употреблением алкогольных напитков широко рекламируется и пропагандируется на телевидении и в других средствах массовой информации. Молодёжи навязываются разные вредные стереотипы, как нужно отдыхать (обязательно с алкоголем), как нужно отмечать праздники (главный атрибут – алкоголь) и т. д. Также алкоголь очень доступен – дешёв и находится в большом количестве в продаже. К тому же ассортимент алкогольной продукции очень разнообразен;

Образ жизни, действующий в обществе. В обществе фактически отсутствует пропаганда здорового образа жизни. Люди ориентированы на получение денег и удовольствия от жизни во всех видах. Всё это приводит к моральному и нравственному разложению и как следствия различным зависимостям, в том числе алкоголизму.

Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.
91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

Последствия

  • преждевременное начало половой жизни, связанное с перенапряжением нервно-половой системы;
  • бесплодие;
  • опасность заражения инфекциями, передающимися половым путем;
  • сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
  • повреждение печени, развитие гепатита;
  • нарушение работы поджелудочной железы;
  • нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы;
  • развитие воспалительных заболеваний;
  • снижение иммунной защиты организма;
  • изменение состава крови;
  • разнообразные психические расстройства и т.д.
  • На что родителям необходимо обращать пристальное внимание:
  • Ребенок поздно приходит домой с запахом алкоголя изо рта.
  • Ребенок обманывает, ворует деньги.
  • В поведении и характере появляется грубость, агрессия, раздражительность.
  • Ребенок дистанцируется от семейных проблем, становится замкнутым, скрытным.
  • Резко снижается успеваемость.

Лечение детского алкоголизма

Лечение алкоголизма у подростков имеет свой характер и особенности. Здесь очень важно как можно раньше диагностировать заболевание и начать лечение, чтобы избежать развития осложнений. Подростковый алкоголизм достаточно сложно поддается лечению, из-за неспособности использовать некоторые лекарственные препараты по причине раннего возраста больного. Лучше лечение проводить в стационаре под обязательным контролем врачей, домашнее лечение исключается. Для достижения более хорошего результата в лечении можно посоветовать применение лекарственных сборов и трав, обладающих мочегонными, общеукрепляющими, восстанавливающими иммунитет действиями. Также можно рекомендовать физические упражнения, занятие спортом и активный отдых.

Профилактика подросткового алкоголизма

Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

 

razvitoy.rupodrostkovyj-alkogolizm/

Медицинский психолог, Щербакова Ольга

 

Как уродуется характер

E-mail

Врачи всегда пытались понять, что же делает души их пациентов изломанными, что же превращает их в людей нелюбимых, вредных, злых, нахальных. И почти всегда приходили к выводу: что-то было упущено в детстве, на что-то важное не обратили внимания, а потом все, что было неправильно заложено в детстве, пышным букетом расцвело в более старшем возрасте.

Родители говорят о сыне: "У него трудный характер: он слишком эгоистичен, возбудим, драчлив, нетерпим к замечаниям". Или: "Чрезмерно робок, нерешителен, слабоволен, труслив". И далеко не всегда задумываются над тем, что порой они сами оказываются прямыми или косвенными виновниками изменений характера ребенка, ведь детская психика отличается обостренной ранимостью, беззащитностью, неспособностью противостоять влияниям окружающего мира.

Бывает и иначе. Родители вроде бы и отдают себе отчет в том, что у их ребенка ухудшается характер из-за неблагополучия в семье. Однако не придают этому особого значения, считая, что с возрастом все пройдет, исправится само собой.

Детские же врачи могут привести бесчисленное множество примеров, когда подобные изменения характера оказываются стойкими, длительными, нарушающими приспособление ребенка к окружающей среде, когда результатом неблагополучия в семье, а следовательно - дурного воспитания, становится стойкое извращение характера, рассмотрение которого и исправление уже выходят за пределы педагогики и являются компетенцией врачей и психологов.

Один из самых выдающихся кинорежиссеров современности Ингмар Бергман почти в каждом своем фильме так или иначе касается проблем собственного (и чужого) детства. В одном из интервью он говорил: "Я всегда держу открытыми двери в мое детство. Я думаю, что подобное происходит со многими людьми творческого труда. Иногда по ночам, когда я дремлю, могу войти в мое детство, а там все так же, как и было, - цвета, запахи, звуки и люди. Я даже помню спокойную улицу, где жила моя бабушка, помню внезапную, непонятную ребенку агрессивность взрослых, ужас перед неизбежностью и страх, который я пережил, наблюдая за напряженными отношениями между отцом и матерью. Мое детство смоделировало мое воображение".

Дети, живущие в деспотических семьях, где царствуют лицемерие, пресмыкательство перед сильными, холуйство и ложь, почти всегда обречены на то, чтобы быть в психологическом отношении рабами, т. е. тоже холуйствовать, пресмыкаться, а когда появится возможность получить власть, пусть самую незначительную, превратиться в еще более злобных и жестоких, чем их учителя жизни, деспотов. От рабства до тирании один шаг, рабство и тирания в психологическом отношении - две стороны одной медали. Рабы редко порождают последовательных революционеров типа Спартака. Чаще всего из их среды выходят мятежники с психологией рабов, потом их предают свои же рабы.

Как же надо воспитывать детей, чтобы они стали свободными и гордыми людьми, а не рабами в душе? И есть ли ответ на этот вопрос? Да и возможен ли один-единственный ответ?

Дети наблюдают за родителями. За поведением родителей дети следят внимательно и даже порой настороженно. Матери и отцы должны быть всегда начеку, не должны ударить лицом в грязь, не должны осрамиться перед собственным ребенком и уж тем более не должны стать - невольно - причиной его слез или болезней.

Когда на сердце тяжесть.

Невроз - психогенное расстройство, т. е. оно вызвано ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т. д. Пока Робинзон Крузо находился один на необитаемом острове, он мог заболеть неврозом от чувства одиночества - других причин стать невротиком у него не было. Когда же появился Пятница, Робинзон и его новый друг тоже могли превратиться в невротиков, так как они могли портить друг другу нервы, конфликтовать, обижать друг друга.

Невроз, невротики, пути избавления от неврозов - одна из популярных тем в наше время, одинаково затрагивающая все возрасты и все слои населения. Особенно много говорят и пишут о неврозах у детей.

К факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся некоторые особенности личности, ослабленность вследствие болезней, истощений, отравлений и пр.

Невроз должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний:

1) он вызывается психической травмой;

2) содержание травмы отражается на клинической картине болезни –

3) невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактузлизации психотравмирующих моментов. При неврозе всегда имеется сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания.

По форме проявления невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстрообратимое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленнообратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы, вызвавшие невроз, уже не "звучат" в картине болезни, а начались выраженные характерологические изменения.

Наиболее часто выделяются:

1)астенический невроз (неврастения), вызванный переутомлением, нарушением режима и суточного ритма;

2)невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах;

3)истерический невроз и некоторые другие. У детей и подростков чаще, чем у взрослых, встречаются, системные неврозы, при которых, помимо симптомов, свойственных тому или иному виду невроза, грубо поражаются функции отдельных систем. Следствием этого являются заикание, недержание мочи, тики и т. п.

Какова бы ни была клиническая картина невроза, она всегда сопровождается описанной нами невротической триадой:

1) невротическое нарушения сна;

2) невротическое нарушение аппетита  или переедание;

3) невротическое понижение настроения.

Невроз - всегда следствие несовершенства межлюдских отношений, результат человеческих драм и трагедий.

Какой бы ни была причина невроза, у таких пациентов всегда имеется множество специфических переживаний, которые свойственны только невротику. Все больные неврозом испытывают чувство неполноценности из-за своих реальных, а чаще выдуманных дефектов. У всех больных неврозами имеется обостренное переживание своих реальных нарушений. Все пациенты с неврозами предполагают и постоянно ощущают, что их мало любят, что к ним равнодушны. В этом звучит обостренная эмоциональная чувствительность невротиков.

Берегите, люди, друг друга!

У всех людей бывают неприятные переживания и проблемы (мы ведь живем не в раю и не в безвоздушном пространстве), а неврозы возникают не у всех и протекают по-разному: у одних проходят быстро и бесследно, а у других тянутся годами. Понятно, что дело не только в психических травмах, а в том, к а к их воспринимают люди. Ведь некоторые субъекты как бы предрасположены к тому, чтобы быстрее и глубже воспринимать удары судьбы: миллионы людей переносят всевозможные обиды, неудобства, тяготы, и большинство из них довольно легко приходят в себя и забывают то, что с ними происходило. Одни выносливы и сильны, другие - слабы, обстоятельства могут их сломать. Часть наиболее податливых к восприятию внешних воздействий людей - это физически больные, соматически ослабленные пациенты. Часть из них пребывает в том возрасте, когда возрастают ранимость и беззащитность (это чаще всего дети, подростки и старики), а некоторые - это субъекты с конституционной психической слабостью. Это сборная группа людей, у каждого свои особенности характера, и не всякая психическая травма может вызвать неврозы: как каждому замку соответствует свой ключ, так и каждой конституции соответствует определенная психическая травма. Если содержание травмы и особенности личности не совпадают, то никакого невроза не будет. Известны люди с такими особенностями характера, при которых человек равнодушен к событиям, для большинства людей являющихся психической травмой, но обостренно реагируют на то, на что обычные люди почти не обращают внимания. Такой субъект может, допустим, равнодушно отнестись к смерти своих близких, одновременно с этим горячо переживая утрату любимой марки или политические события в отдаленных от него краях.

Лечение неврозов не может быть некомплексным.

Исключение психотравмирующих ситуаций, уменьшение психологического напряжения значительно помогают таким больным. Общеукрепляющее и успокаивающее лечение в сочетании с правильно проводимой психотерапией приводит к безусловному успеху.

О неврозах много пишут и еще больше говорят. Некоторые рассматривают их повсеместное распространение как своеобразную расплату за урбанизацию, машинизацию и прочие атрибуты научно-технической революции. Поэтому они весьма пессимистически оценивают будущее человечества и особенно интеллигенции, более всего подверженной проявлению неврозов. Однако серьезных оснований для тотального пессимизма нет: пластичность нервной системы людей поразительна, человек быстро привыкает к самым разнообразным и в прошлом, казалось бы, немыслимым перегрузкам, и у большинства не возникает никаких неврозов. Исключить неврозы можно, если в каждом коллективе, в каждой семье, в каждом случайном микросоциальном объединении (например, в очереди в магазине) люди будут щадить друг друга, не станут портить себе и другим нервы, не будут ссориться по пустякам, если научатся разумно строить отношения друг с другом и следовать принципам психогигиены.

Важную роль в профилактике неврозов играет исключение наркомании, токсикомании, алкоголизма. Алкоголизм отцов является важнейшим невротизирующим фактором, приводящим к психиатру детей, жен и соседей пьяниц.

Уменьшить возможность неврозов можно также, если люди будут преодолевать свою мнительность, не будут чрезмерно фиксироваться на своих болезненных ощущениях, не будут искать у себя симптомы болезней. Кто упорно ищет, то всегда рано или поздно найдет и может уподобиться тому мнительному персонажу английского писателя Дж. Джерома, который, начитавшись статей в медицинской энциклопедии, обнаружил у себя почти все заболевания, кроме родильной горячки или чего-то в этом роде.

Люди, берегите друг друга! Жизнь наша так коротка, что не нужно омрачать ее неврозами, делающими человека очень несчастным и еще больше увеличивающими печаль, которой и без того хватает в мире.

Ребенок из неблагополучной семьи
Записки детского психиатра
Книга для учителей и родителей
М. И. Буянов
Москва "Просвещение" 1988

 

 

 

 

 

 

О чём говорить с подростком?

E-mail

Когда родители знают, где находятся и чем заняты их дети, когда су-ществуют доверительные отношения между родителями и детьми, подростки реже проходят через опыт употребления алкоголя, табака и наркотиков, избегают ранних половых связей. Специалисты считают, что добиться такой осведомленности и доверительности возможно. Нужно искренне интересоваться жизнью ребенка и уважать его право на самостоятельность.

Многие родители начинают обращаться к психологу только тогда, когда их чадо «вдруг» становится неуправляемым, своенравным и чересчур эмоциональным или наоборот – не в меру сдержанным, закрытым и подавленным. В России до сих пор воспринимают психолога, как стоматолога, к которому идут только тогда, когда зуб заболит и уже пора ставить огромную пломбу или вовсе его удалять. Но ведь ребёнок не зуб! Его нельзя удалить из своей жизни или просто отмахнуться! Хотя жить вместе порой бывает очень сложно!

Скачать полностью:

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать файл (4545.doc)4545.doc 53 Kb
 

Толерантный человек, толерантный путь

E-mail

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать файл (tolerantnost.doc)tolerantnost.docТекст документа67 Kb
Подробнее...
 

Типичные варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей

E-mail

1. Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьёз.

3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

Подробнее...
 

Родителям о наркотиках

E-mail

 

НЕ забывайте говорить ребенку о своем доверии, о своей любви. Вместе учитесь таким взаимоотношениям, при которых сын или дочка придут к вам не только с радостями и достижениями, но и поделятся проблемами, заботами, сомнениями.

Что должны знать родители о наркотиках?

Вложения:
ФайлОписаниеРазмер файла
Скачать файл (2 Советы родителям.doc)2 Советы родителям.docРоддителям на заметку29 Kb
Скачать файл (Аналитический отчёт по профилактике безнадзорности и правонарушений в РМ.rar)Аналитический отчет о профилактике правонарушений и безнадзорности детей 206 Kb
Подробнее...
 


Страница 2 из 2

Дружественные сайты

Детство 2030

Профориентация для подростков

Россия без наркотиков

Знаем-можем

Защита прав ребенка

Объединяйтесь за права человека

Дети России Образованы и Здоровы